Большинство ученых и исследователей полагают, что йога зародилась в Индии 5000 - 8000 лет назад. 
По одной из теорий, корни йоги уходят в древнюю цивилизацию, известную как Хараппа, располагавшуюся в долине реки Инд. Возраст Хараппской цивилизации около 5 тысяч лет. Эта культура имела очень высокий уровень технологий для своего времени. Считается, что эта цивилизация была разрушена и захвачена Ариями. Возможно, Арии переняли традицию йоги или она стала совместным «трудом» двух культу. По другой теории - захвата не было, а упадок Хараппской цивилизации произошел из-за высыхания древней реки Сарасвати.
Вопрос точного места и времени появления йоги до сих пор остается открытым, так как традиция передачи знаний долгое время была устной.
Историю йоги можно разделить на несколько основных периодов:

  • Ведическая йога
  • Доклассическая Йога
  • Классическая йога
  • Постклассическая Йога
  • Современная йога

Ведическая йога
Первым письменным текстом, в котором впервые упоминалось слово йога, является Риг-Веда. Слово «Веда» на санскрите означает "знание", в то время как санскритский термин «риг» означает "похвалы". Здесь йога упоминается  как «дисциплины», но, к сожалению, текст не дает понятия о систематической практике йоги, хотя есть археологические доказательства существования поз йоги на артефактах, которым 4-5 тысяч лет. Такая практика могла существовать в Хараппской культуре, как отдельный набор знаний, но мы не находим этому подтверждение в данном тексте.
Есть еще три ведических сборника гимнов: Яджур-веды (знания о жертвоприношениях), Сама-веды (знания о песнопениях) и Атхарва-веды (знания о «заклинаниях»). Первые две веды полностью посвящены жертвоприношениям и песнопениям для жертвоприношений. А вот Атхарва-веда будет нам интересна. В ней опять появляется слово йога в значении «дисциплины», но на этот раз есть упоминание о контроле дыхания. В тексте идет речь о священниках, которые имитировали в своих песнопениях звуки ветра. Они обнаружили, что если они контролируют свое дыхание, то могут петь более эффективно. Их исследования могут являться началом науки о дыхании – Пранаяме.
Период ведической йоги так же принято называть Архаической йогой, которая была тесно связана с ритуальной жизнью древних индийцев. Их ритуалы требовали большого сосредоточения, и внимания в течение длительного времени.  Такая внутренняя концентрация для выхода за пределы обычного состояния организма заложила основу Йоги.

Доклассическая Йога
Доклассическая йога относится к периоду около 2000 лет до н.э. Самые ранние проявления йоги по-прежнему связанны с ведической культурой, ритуалами и гимнами.
Более четкое упоминание о йоге этого периода мы можем встретить в Упанишадах (800-500гг. до н.э.). В отличие от вед, где искусство жертвоприношения состояло из внешних поношений богам в обмен на мирное существование, в упанишадах говорится о внутренних жертвах для освобождения от страданий. Эта идея задала новый вектор, обратив большее внимание на внутренний мир человека,  и стала философской основой йоги, что стало  поворотным моментом в истории.
Примерно в третьем веке нашей эры на базе упанишад появился новый текст - «Бхагават Гита», который  является наиболее полным описанием йоги того времени. Доклассическая йога также включает в себя много школ, учение которых можно найти в национальных индийских эпосах Рамаяне и Махабхарате. Школы йоги того времени работали над достижением глубокой медитации, через которую можно было познать свою истинную суть.

Классическая йога
Этот период ознаменовало важное для истории йоги событие – появление Йога-сутр. Индийский философ Патанджали, живший во втором веке нашей эры, собрал в единое целое все письменные и устные знания о йоге своего времени. Но за исключением нескольких легенд, о самом Патанджали практически ничего не известно, однако у нас есть возможность познакомиться с его работой. Текст йога-сутр состоит из 195 сутр (афоризмов или «кратких заявлений»), которые включают в себя всю информацию о йоге, о том, как преподавать йогу и как вести себя в обществе.
Патанджали считал, что каждый человек состоит из двух частей - вещества (пракрити) и души (пуруша), и что целью йоги является освобождение души от материального мира.  Это можно характеризовать как философский дуализм, который является весьма примечательным, если вспомнить, что индийская философия не имеет двойственного характера. 

Постклассическая Йога
Большое количество независимых школ йоги и ее формы, разработанные в период после Йога-сутр, обычно называют постклассической йогой.  В отличие от йоги Патанджали, йога этой эпохи была очень похожа на ведическую традицию и характеризуется не-двойственным характером.
Спустя несколько сотен лет после Патанджали, эволюция йоги приняла интересный оборот - потенциал человеческого тела стал вызывать все больший интерес. Йога в прошлом не уделяла  много внимания физического телу, она была сосредоточена на созерцании и медитации. Ее целью было оставить свое тело и мир, для того, чтобы воссоединиться с бесформенной реальностью - душой.
Новое поколение йогов, разработало систему, в которой различные упражнения,  в сочетании с глубоким дыханием и медитацией, помогают сохранить тело молодым и продлить жизнь.  Человеческое тело рассматривается при этом как храм бессмертной души, а не только как бессмысленный сосуд, от которого необходимо отказаться при первой же возможности.
Это привело к развитию различных направлений тантра-йоги,  в том числе к созданию хатха-йоги, которая широко практикуется и сейчас во всем мире.

Современная йога
На Западе узнали о йоге в конце 1800-х годов. Это связано с прибытием многих гуру (учителей) в США и Европу, в их числе Свами Вивекананда, ученик Рамакришны, который был приглашен в 1893 году на конгресс в Чикаго (США) и произвел большое впечатление на американцев.  Новые и новые учителя распространяли йогу на западе. Далай-лама был удостоен Нобелевской премии за мир и вдохновил многих на западе больше узнать о йоге.
В 1947 году, родившаяся в России Индра Деви, которая была названа "первой леди йоги", открыла свою студию йоги в Голливуде и это событие можно считать «открытием» йоги в США.
В 1969 году бурю негодования среди традиционной общины сикхов (ответвление индуизма) вызвал разрыв Йоги Бхаджана с традицией и его открытое преподавание кундалини-йоги для своих западных студентов.
Важной персоной для хатха-йоги нашего времени был Шри Кришнамачарья, который умер в 1989 году в глубокой старости в 101 год. Он практиковал и преподавал системы вини-йога и хатха-йога до конца своих дней. Его сын ТКВ Десикачар продолжил учение отца  и преподавал йогу, в частности, известному Джидду Кришнамурти. Другой известный студент Шри Кришнамачарьи и мастер в своем деле - Б. К. С. Айенгар  научил десятки тысяч студентов и продолжает это делать до сих пор.
В России в начале XX века, как и в Европе, начал возникать интерес к йоге и индийской культуре,  переводились и издавались книги на эту тему. Бурный рост практики йоги начался после приезда известных учителей  в конце 80-х годов XX века. В 1989 году в Россию приехал Йоги Бхаджан (кундалини-йога) и в том же году в Москву приезжал Б.К.С. Айенгар.

Распостранненниые в наше время виды йоги

Хатха-йога II век до нашей эры. Патанжали. Йога-сутры.
«Хатха» является одним из самых узнаваемых и популярных «Йога слов» на Западе сегодня.  Из традиционных отраслей йоги, хатха-йога является той, которая привела к большинству современных стилей, с которыми люди знакомы в наше время.
Традиционная хатха-йога является целостной системой, которая включает в себя моральные дисциплины - яма и нияма, физические упражнения (асаны), а также Пранаяму. Хатха-йога, которая практикуется сегодня на Западе,  состоит в основном асан и некоторых дыхательных упражнений.

Йога Айенгара 30-50-е годы XX века. Б.К.С. Айенгар.
Основателем одного из самых узнаваемым из всех современных видов йоги  и автором известных книг по йоге: «Йога-дипика» (в этой книге представлено описание сотен асан), «Пранаяма-дипика» (в ней дано описание различных Пранаям), «Дерево йоги» (описание йоги в представлении автора), является Б. К. С. Айенгар.
В йоге Айенгара особое внимание уделяется скрупулезной отстройке асан. Причем внимание уделяется мельчайшим деталям (вплоть до правильной постановки пальцев). Также эта школа известна широким использованием так называемых «props» - подручных средств: валиков, деревянных кирпичей, одеял. Эти подручные средства используются для того, чтобы облегчить освоение асан и уменьшить вероятность получения травмы в процессе практики. Большое внимание уделяется терапевтическим возможностям йоги.
В этом популярном стиле йоге часто делается акцент на нахождение в  асане, в течение длительного периода времени, что способствует развитию гибкости, силы, выносливости, равновесия и концентрации.

Аштанга виньяса йога середина XX века. Шри Кришна Паттабхи Джойс.
Аштанга Виньяса йога является также синонимом Майсур-йоги (или Майсур-аштанга-йоги), но, как правило, ее называют просто Аштанга-йогой (или иногда Аштанга Виньяса йогой).
Этот стиль йоги является строгой системой физических упражнений, которые были разработаны К. Паттабхи Джойсом. Практика состоит из множества серий поз, которые всегда выполняются всегда в одном и том же порядке.  Ученики переходят от одной позы к другой в непрерывном потоке, в то же время, связывая движения с дыханием.  Такая последовательность называется "виньяса ".
Аштанга Виньяса йога стала чрезвычайно популярным типом йоги сегодня, но много путаницы сложилось вокруг термина «аштанга».  Этот современный стиль йоги не следует путать с классической «Аштанга йогой» мудреца Патанджали.

Кундалини йога середина XX века. Йоги Бхаджан
Кундалини йогу привез на запад и начал открыто преподавать Йоги Бхаджан. Особенное внимание в этом методе уделяется пению мантр, динамическим и статические упражнениям, дыхательным техникам, соединенным в особые комплексы (крии). Крии направлены на определенные задачи – снятие стресса, нормализация работы желез, очищения организма от шлаков и т.п.

Бикрам йога начало 70-хгодов XXвека. Бикрам Чоудхури.
Бикрам йога была разработана Бикрамом Чоудхури.  Его практика состоит из 26 асан, которые выполняются в очень быстром темпе (от 10 до 60 секунд на каждую позу) и двух дыхательных упражнений. Занятия проходят  в помещении, нагреваемом до 40,5 градусов Цельсия (105 ° F), и в 40%-ой влажности. У этого метода есть свои поклонники, которые утверждают, что только в прогретом помещении можно добиться максимальной гибкости в асанах и очистить организм от шлаков. Но есть и противники, которые, небезосновательно считают, что такие занятия подходят не всем, они  могут неблагоприятно отразиться на работе сердца, а так же не рекомендованы женщинам с проблемами в гинекологии.

Дживамукти йога 80-е годы XX века. Дэвид Лайф и Шарон Ганнон
Дживамукти Йога относительно новый тип йоги, созданный в 1984 году Дэвидом Лайфом и Шарон Ганнон.  В языке санскрит, «Джива»  является словом, которое относится к индивидуальной душе. «Мукти» означает свободу или освобождение.
Как и в некоторых других современных видах йоги, дживамукти подчеркивает энергичное выполнение асан (поз).  Однако метод также включает в себя визуализации, пение и  музыку. На уроках преподаватели используют специальные разогревающие, охлаждающие и успокаивающие кремы, которые наносят ученикам на область спины и шеи.

Йога 23. 2003 год. Андрей Сидерский
Методическая система YOGA23 (Y23) – разработана Андреем Владимировичем Сидерским. В основе системы – 23 базовых набора упражнений (23 матрицы), на основе которых формируется методика, и составляются программы для персональной практики. В матрицах использованы традиционные техники, применяющиеся в большинстве школ, стилей и систем практики йоги.
Ключевой принцип Y23: максимально возможная эффективность и безопасность практики при минимальных затратах времени.

Ишвара йога 2000-е Анатолий Зенченко
Ишвара Йога - Авторская методика Анатолия Зенченко, который считает, что целью его метода является обретение состояния, в котором человек максимально соединен со своим духовным началом. В основе методики лежат методы, позволяющие человеку научиться управлять своим телом, быть в состоянии максимальной внутренней гармонии и целостности. Система состоит из асан, часто соединенных в динамические последовательности и некоторых дыхательных упражнений.

Перинатальная йога
Перинатальная йога — йога, адаптированная к периоду деторождения от подготовки к зачатию до первых месяцев после родов. Одним их первых специалистов, обративших в конце 70-х — начале 80-х годов свое внимание на важность не только адаптации практики йоги к материнству, но и на необходимость рассматривать этот процесс комплексно, стала Франсуаза Барбира Фридман. В своих исследованиях она использовала знания из самых разных дисциплин — медицины, акушерства, психологии, Аюрведы, йоги и антропологических исследований родовых практик мира.
Сейчас практически во всех школах йоги есть специальные классы для будущих мам. Методики могут несколько отличаться, в зависимости от направления йоги, но все они учитывают особенности организма женщины в этот период.

Детская йога
Сейчас йогой занимаются не только взрослые, но и дети. Практически во всех йога-клубах есть детские группы. Занятия в них отличаются в зависимости от школы йоги, но все имеют общую тенденцию – проходят в игровой, доступной для детей форме и учитывают особенности детского организма, прежде всего – трудность произвольной регуляции своих движений. Именно поэтому  дети раннего возраста обычно занимаются совместно с родителями дома или в специализированных классах. Так же есть сертифицированный метод Yoga Kids, основанный на теории Говарда Гарднера, профессора психологии Гарвардского университета.

Количество современных видов йоги все время расширяется. Преподаватели во всех странах мира открывают новые школы, регистрируют новые методы. Многие хотят найти свою отличительную черту и особенность «своей йоги». Каждый год даже в рамках одной школы происходит развитие метода, делается уклон на те, или иные аспекты практики. Йога все время развивается. Но, несмотря на такое разнообразие форм и методов - это все йога и базовые основы остаются неизменными. Главное, что йога представляет собой систему методов, которые могут быть использованы для ряда целей, от простого управления стрессом и достижения физического здоровья, релаксации, до приобретения более глубоких знаний о самом себе.
На сегодняшний день йога приобрела большую популярность. Во многих странах мира есть йога-клубы. Основное распространение, чаще всего, начинается с крупных мегаполисов, таких как Москва, но постепенно приходит и в регионы. Это понятно, так как именно в мегаполисах люди больше всего подвержены стрессам, плохой экологии и их постоянный спутник – малоподвижный, сидячий образ жизни – все это первые причины, по которым люди приходят в йогу.

Автор: Анна Жадько

Комментарии пользователей
 
Защита от автоматических сообщений