Мы рождаемся в обществе, жизнь в котором регулируется определенными правилами, гласными и негласными. Гласные правила – юридические законы, за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность. Негласные правила – это поведенческие нормы, которым следуют по умолчанию, просто потому что так принято испокон веков. Если этими нормами пренебрегать, мы подвергаем себя риску быть осужденными. Такие же правила «что такое хорошо, а что такое плохо» приняты и в микросоциуме, в семье, где мы непосредственно и оказываемся по рождению. 


Рассмотрим пример. Если девочка рождается в патриархальной семье, скорее всего «нормальными» качествами характера для нее будут считаться послушание, уступчивость, ласковость, щедрость и т.п. Соответственно, такая девочка должна транслировать эмоции спокойствия, дружелюбия, доброты, смирения, нежности, любви. Создается идеальный для многих девичий образ. Однако в реальности наше тело устроено так, что в зависимости от ситуации мы испытываем самые разные эмоции. Если мы теряем – мы грустим, если на наш дом нападают – мы чувствуем страх или гнев, если нам хорошо – мы спокойны и радостны. Когда у маленькой девочки отбирают любимую игрушку, чтобы отдать ее другому, пусть даже на время, она может испытать грусть, страх, отчаянье, гнев, ярость. В отличие от взрослого, который научился свои чувства подавлять, она начнет их транслировать вовне: плакать, кричать, топать ногами. Что сделают родители, которые исходят из убеждения, что девочка должна быть ласковой, терпеливой и щедрой? Они начнут подавлять ее эмоции: «хорошие девочки делятся своими игрушками», «хорошие девочки не ругаются», «фу, какая ты некрасивая, когда злишься» и т.п. Вырастая, такие женщины часто идут в токсичные отношения, потому что не в состоянии защитить себя: ведь хорошие девочки должны быть терпеливыми, добрыми, дружелюбными даже по отношению к агрессору – этому их научили в их собственной семье. Более того, они не в состоянии распоряжаться тем, что у них есть, так как в детстве, когда они должны были понять, что «моё» без спроса не может взять никто, их вещами распоряжались родители. Вырастая, такие женщины приходят на психотерапию разобраться: что со мной не так, почему я привлекаю плохих людей в свою жизнь. И здесь психотерапия становится путем к внутренней сатье: постепенно, шаг за шагом, человек научается правдиво смотреть в себе на простые, человеческие качества, простые, понятные, человеческие эмоции, на которые когда-то ему поставили запрет. 


В случае с описанным примером, женщина сталкивается со своей внутренней правдой: доброта, щедрость, нежность – это то, что часто от нее ожидают, а не то, что она испытывает на самом деле. На самом деле, она испытывает гнев, злость, отчаянье, страх и весь спектр самых разнообразных эмоций, присущих ей как любому живому человеку.


В процессе психотерапии она постепенно учится не совершать насилия над собой, не тратить лишнюю энергию на поддержание иллюзорного образа, видеть свои подлинные потребности, чертить границы вокруг своей личности, защищать ее и идти по жизни туда, куда она на самом деле хочет, а не куда ей когда-то предписали. 


Карина Куранова
Практический психолог
Комментарии пользователей
  • Цитировать Имя
    Гость
    октября 19, 2017 7:24 pm

    Я воспитывалась в такой семье и долгое время считала, что женщина должна быть такой, как описано в тексте. Вернее, не то, чтобы должна была - просто не знала, что может быть по-другому. Жизнь мне этого не простила, а может, наоборот, была милостива и показала, что это не так. Ценой горького опыта. Тогда не было возможности обратиться к психологу, очень обнадеживает то, что сейчас многие могут избежать моей участи и не наступить на те же грабли, разобравшись со специалистом.

  • Цитировать Имя
    Наталья
    октября 21, 2017 12:50 pm

    Карина, ваша статья ударила по больному месту, о котором я не подозревала. И одновременно что-то стало проясняться в моих отношениях с моими близкими людьми. Надеюсь, в ближайшее время смогу прийти к вам на консультацию.

 
Защита от автоматических сообщений