1. Фамилия, имя, регалии, стаж занятий йогой
Ульмасбаева Елена Бахадыровна, дирекор Московского центра йоги Айенгара, основатель сети «Йога Практика», стаж занятий йогой 26 лет, из них 22 года — йога Айенгара.

2. Когда и почему вы стали заниматься йогой? Что подтолкнуло к этому? Кто был вашим учителем?

Я с детских лет интересовалась йогой, в 10-11 лет я узнала про йогу от знакомых моей тети, это было в Алма-Ате. Тогда впервые у меня появилась перефотографированная маленькая книжка с изображением асан и их описанием. Мне трудно объяснить свой детский, но очень горячий интерес не только к йоге, но и всему, что связано с Индией. Индийская культура, история, литература, музыка, танцы — это всегда увлекало меня. А в последнее время меня очень интересует современная жизнь Индии. И конечно же, я большая поклонница индийского кинематографа, особенно современного.
Но вернемся к йоге. Моим первым учителем был Борис Голембо, это было в СССР, занятия проходили на квартирах у кого-нибудь из заинтересованных лиц и включали не только практическую часть, но и довольно много лекций и бесед о йоге и многом другом, о чем сейчас можно прочитать в книгах и интернете. А тогда людям негде было взять информацию о чакрах, астрологии, биоэнергетике, акупунктуре и пр.
Борис Голембо хорошо владел английским языком и многое узнал из книг, изданных за границей. Он так же обучался у сына Анатолия Зубкова, который следовал методу Дирендра Брахмачарьи, который был широко известным в то время учителем йоги в Индии.
В 1989 году в нашу страну был приглашен Шри Б.К.С.Айенгар — великий йог современности, я тогда работала в организации, которая занималась его приемом. С тех пор я — его преданная ученица и популяризатор его метода.

3.Что для вас значит йога? Что она дает вам? Как воздействует на организм? Как меняет вашу жизнь?

В самом начале йога для меня была почти единственным смыслом и целью в жизни, но позже, по мере продвижения в практике, я стала открывать для себя мир вокруг и находить интерес и радость в простых вещах вокруг. Ведь практика иоги меняет человека, не только трансформируя его тело, но и пробуждая осознанность, когда практикующий начинает по другому, более реально видеть мир и, прежде всего, себя и свое место, предназначение в этом мире. На мой организм, на мое здоровье практика йоги повлияла очень хорошо, я чувствую себя сейчас несравнимо лучше, чем 20 лет назад. Но главное - приходит чувство удовлетворенности и единения с миром. Возможно, это и есть — счастье.

4. Подробно расскажите о данном направлении йоги. Кто его основатель? В чем особенности? В чем отличия от других направлений?

Шри Б.К.С. Айенгару в декабре этого года исполняется 93 года. Его путь в йоге начался в 14 лет. За эти долгие годы он преобразовал традиционный подход к обучению йоге и сформировал свой метод практики и преподавания, основанный на детальной проработке асан и максимальной концентрации во время их выполнения. Причем, для разных людей, акценты при выполнении одинаковых асан будут разными, в зависимости от особенностей строения их тела и свойственных им двигательных стереотипов. В силу разных причин у человека одни мышцы, одни части тела работают лучше, другие хуже. Связь ума с различными частями тела не одинакова. Развивая осознанность во время выполнения асан, практикующий развивает осознанность вообще, как свойство, присущее человеку. Эта осознанность распространяется не только на тело и движение, но и то, что человек чувствует, его мысли и эмоции, мотивация его поступков — все осознается лучше, видится в истинном свете. Это очень важно с точки зрения развития, ведь для того, чтобы что-то развить, трансформировать, нужно видеть истинную природу объекта. Например, чтобы выпрямить спину, нужно увидеть, что она сутулая. Чтобы воспитать в себе смирение и принятие, нужно увидеть, осознать причины гордости и отчуждения.
Йогу Айенгара называют самой физиологичной йогой, потому что очевиден оздоравливающий эффект столь глубокой проработки тела при выполнении асан, но тело тут — лишь инструмент для воздействия на более тонкие структуры человеческого существа, посредством практики происходит гармонизация всей системы под названием «Человек».
Часто говорят, что йога Айенгара доступна всем, что нет ограничений по возрасту и физическим возможностям, что каждому можно подобрать специальную программу, предложить выполнить более сложные позы с помощью вспомогательных средств (кирпичей, ремней, валиков, одеял, специальных лавок и т.д.), применение которых хорошо разработано и поможет раскрыть даже самое слабое или жесткое тело. Это действительно так. Мне кажется, что йога Айенгара не слишком подходит тем, кто стремиться жить в иллюзии, кто не способен или не хочет видеть истинную природу вещей.


4. Дайте описание трех наиболее популярных асан (лучше, если они будут из одного комплекса). Расскажите о них – какой эффект они оказывают? Для чего их нужно выполнять?

Я бы хотела коротко описать три асаны, это Пасчимоттанасана, Баддха Конасана и Адхо Мукха Шванасана. Не то, чтобы они были самыми популярными, но мне кажется, что их могут делать даже те, кто только начинает и это может быть маленьким комплексом, который поможет проснуться или снять усталость после длительного сидения за компьютером.

- Пасчимоттанасана-вытяжение западной (задней) поверхности тела.

Это наклон вперед. Нужно сесть на коврик с прямыми ногами и прямой спиной. Для некоторых людей это невозможно сидя на полу, в этом случае надо сесть на сложенное в несколько раз одеяло или на валик.
Соедините вместе внутренние края стоп, подтяните коленные чашечки вверх, заверните мышцы передних бедер друг к другу. Вытянитесь вверх, как будто хотите стать выше. Поднимите руки вверх и потянитесь руками к потолку. На выдохе опуститесь вниз и захватите руками внешние края стоп, а внутренние края стоп подайте от себя. Теперь одновременно выпрямите ноги, руки и спину. Обычно в этом положении спина выпирает наружу горбом, а ее нужно втягивать. Если это не получается, накиньте на стопы ремень и держитесь за него, выпрямляя спину. Сделайте вдох и на выдохе вытягивайтесь вперед, разводя локти в стороны, продолжайте втягивать верх спины и тянитесь головой к стопам, ноги держите прямыми. Оставайтесь в позе до 1 мин, дышите спокойно, со вдохом поднимитесь, повторите еще 1-2 раза. Пасчимоттанасана возвращает задней поверхности ног истинную длинну, делая ее более эластичной, что способствует оздоровлению нижней части спины. При правильном наклоне массируются внутренние органы живота, улучшается кровообращение в этой зоне.

- Баддха Конасана — поза схваченного угла.

Сядьте на коврик, согните ноги в коленях и приведите стопы к тазу. Соедините стопы вместе, переплетите пальцы рук в замок и захватите руками стопы. Сделайте вдох и вытянитесь вверх, как будто хотите стать выше, на выдохе опустите колени к полу, сохраняя спину прямой. Оставайтесь в позе 1-3 мин, повторите несколько раз. Если не получается опускать колени или держать спину ровно, то надо сесть на какую-нибудь опору, как в предыдущей позе. Чем выше опора, тем лече держать спину прямой, но тогда не получиться захватить стопы руками, в этом случае опирайтесь руками по бокам от таза, отводя плечи назад и раскрывая грудную клетку. Баддха Конасана — прекрасная поза для женщин и мужчин, улучшает кровообращение в области малого таза. Регулярное выполнение этой позы способствует уменьшению болей и спазмов во время менструации, помогает при болезненности в крестце и пояснице, раскрывает тазобедренные суставы, тонизирует почки и мочевой пузырь (полезно при циститах). Пасчимоттанасана и Баддха Конасана очень полезны при простатите.

- Адхо Мукха Шванасана — поза собаки, лицом вниз.

Встаньте на начало коврика, нагнитесь и опустите на пол ладони, установив их на ширине плеч. Шагните назад и поставьте стопы на ширину таза параллельно друг другу. Расстояние между ладонями и стопами должно быть 1-1,5 метра, в зависимости от роста.
Вытяните и разведите пальцы рук, выпрямите руки в локтях и оттолкнитесь ладонями от пола, передавая вес ногам. Вытяните пальцы ног, втяните колени и отводите голени и бедра назад. Отталкиваясь руками, втягивайте лопатки, опускайте грудную клетку ниже. Отводя ноги назад, поднимайте таз и ягодицы выше. Держите голову между рук, дышите спокойно. Оставайтесь в позе 30 сек, выйдите и повторите опять. Адхо Мукха Шванасана учит одновременно работать руками, ногами и вытягивать весь позвоночник. Это происходит во многих других асанах, но именно в этой можно научиться согласованному действию рук, ног и туловища и этот навык помогает правильно выполнять наклоны вперед, перевернутые позы и многие другие. Регулярное выполнение этой позы укрепляет и развивает конечности, дает энергию, делает эластичными практически все мышцы и связки тела.

6. На что нужно обратить внимание новичку, который решит практиковать данное направление? Как часто нужно заниматься?

В первую очередь нужно постараться заниматься регулярно, каждый день. Не обязательно каждый день приходить на занятия в класс, можно заниматься дома хотя бы по 30 минут. Важно найти подходящего преподавателя, нужно узнать, где преподаватель обучался, продолжает ли он развиваться, кто его учитель, к кому он ходит или ездит для продвижения в своей практике? Ищите преподавателя, который остается учеником.

7. Как и где вы пополняете свои знания о йоге?

Прежде всего я каждый год езжу в Индию в г. Пуна, где живет мой учитель и его семья. Туда приезжают его ученики со всего мира, последнее время все больше приезжает наших соотечественников. Так же в Москву регулярно приезжают известные во всем мире преподаватели йоги Айенгара, такие как Стефани Квирк, Лоис Штайнберг, Габриэла Джубиляро, Фаек Бириа, Манусо Манос и некоторые другие.

8. Есть ли у вас какие-то любимые или особо значимые высказывания известных личностей о йоге? Процитируйте их.

Мне нравиться высказывание Айенгара «Тело — мой храм, асаны - мои молитвы», и еще ...

9. Каковы противопоказания к занятиям данным направлением йоги?

Как таковых нет противопоказаний, ведь каждому можно подобрать программу и способ выполнения асан. Но есть заболевания, с которыми не следует заниматься в общей группе. Например, не следует заниматься вместе со всеми при психических заболеваниях, при онкологии, рассеянном склерозе и многих других. Так же по специальной программе нужно заниматься во время менструации и во время беременности.

10. Как, на ваш взгляд, заниматься лучше всего – самостоятельно или в группе? Почему?

Как я уже говорила, самостоятельная практика очень важна, но нужно где-то учиться, поэтому лучше выбрать преподавателя и ходить в класс раз или два в неделю, а в остальные дни заниматься дома. Если достойного преподавателя нет рядом, то можно посещать семинары время от времени. Хорошая книга или ДВД для начинающих тоже может руководством, если невозможно найти грамотного преподавателя.

11. Как выглядит ваш обычный день? В какое время вы обычно тренируетесь? Сколько тратите на практику? 

Я встаю около 6 утра, у меня есть семья, сын, который ходит в 1-й класс и, находясь дома, я делаю домашние дела, готовлю, общаюсь с семьей и это на первом месте. Раньше, когда я жила одна, мой день всегда начинался с практики, теперь я занимаюсь, когда все еще спят или никого нет дома и не всегда удается делать это в одно и тоже время. Но такая «свобода» в режиме появилась только с рождением сына, до этого лет 15 моя практика была для меня на первом месте и я занималась 2-3 часа ежедневно или даже больше. Теперь, если мне удается уделить занятиям 2 часа в день -считаю это большой удачей. Ведь в Москве много времени уходит на переезды, тем более, что я живу за городом. Я провожу время только в зале для занятий и дома в домашних делах или за компьютером, не хожу на тусовки, не встречаюсь с друзьями, и все равно, у меня практически ни на что не остается времени. Правда, когда я езжу учить в другие города и страны, я могу больше уделить время практике, так как моя семья остается дома.

12. Как в йоге трактуется понятие «счастье»? Как определяете его вы?

В древних текстах написано, что целью йоги является состояние самадхи, высшее состояние сознания. В Индии считают счастьем возможность следовать своей дхарме — пути. Для меня счастье это согласие с самим собой, способность радоваться простым вещам, которые происходят каждый день, ощущение, что ты на своем месте и делаешь свое дело.

13. Что такое саттвическое питание? Придерживаетесь ли вы его правилам? Расскажите подробно о своем питании. Есть ли у вас рецепт какого-то особенного «йоговского» блюда?

Саттвическое питание это когда в пищу употребляются саттвические продукты, такие как злаки, спелые фрукты, зелень и овощи, растущие над землей, молоко, полученное от коровы, которую хорошо содержат и некоторые другие. И еще только умеренное питание может быть сатвическим.
Я стараюсь покупать свежие натуральные продукты, насколько это возможно, и готовлю дома. Сама делаю гхи (топленое масло), творог. Много покупаю в эко-маркете. Когда готовлю, использую довольно много специй. Лучшим блюдом считаю кичири, блюдо из риса и дала.

14. Подробно распишите, что вы едите на завтрак, обед и ужин. Во сколько это происходит? И в каком объеме?

  • Натощак стакан или два чистой теплой воды 
  • До завтрака несколько пиал качественного бодрящего горячего чая (зеленого) 
  • Завтрак — гречневая или другая каша с гхи и сиропом топинамбура или пара тостов из бездрожжевого хлеба (цельнозернового) или немного творога 
  • Обед — овощной суп или овощи со злаками или кичири 
  • Ужин — что-нибудь легкое, может салат из свежих овощей (летом) или несколько яблок с орехами. 
Я люблю сладкое и хлеб, но позволяю себе это только в первой половине дня. У меня дома всегда есть мед, сухофрукты, хороший шоколад и в умеренном количестве я это ем. Иногда пью кофе с кардамоном. В течении дня пью хороший чай и воду.

Сайт журнала "Красота и Здоровье".