О себе

C чего начался ваш путь в йоге:
В преподавание йоги я пришел после десяти лет работы на руководящем посту в госслужбе. И при всех бонусах карьеры чиновника, скажу честно – обратно, ни за что! В преподавании йоги я живу на 100%. Проведение занятий это время, в котором больше осознанности, больше погружения, больше отдачи.

Безусловно, профессиональные перемены подобного плана не происходят на пустом месте. Мое знакомство с йогой началось еще во время учебы в Одессе в Академии связи в 1992г. Сначала из любопытства, потом втянулся в процесс практики и начал изучать основы и традиции. «Йога Дипика» Б.К.С. Айенгара, еще в старом издании, далеко не таком красочном, как сейчас, была моим вдохновением. На протяжении долгих лет, через вдумчивую практику асан, менялось не только мое тело, но и восприятие себя в целом. Хочу отдать должное своему первому учителю, который научил меня «учится» и изучать себя. С каждым годом, я все осознаннее отслеживал свои реакции на практику и на происходящие события в моей жизни. Как известно, развитие достигается в континууме, также и мне понадобился десяток лет личной практики, чтобы в один день осознать, что йога это все, чем я хочу заниматься. Таким образом, из кресла чиновника я перешел на коврик преподавателя йоги. И это самое лучшее, что случилось со мной!

Что значит йога лично для вас:
По своей натуре я искатель. Это один из моих способов ощущать себя - находить ответы, постигать смыслы, соприкасаться с новыми сторонами себя. Йога позволять всегда что-то находить, открывать неизведанное, даже в самых обыденных вещах. И чем больше я занимаюсь йогой, тем больше осознаю ее безбрежность и глубину.

Если бы была возможность задать Б.К.С. Айенгару вопрос или что-нибудь сказать:
Любой вопрос на 90% уже содержит в себе ответ, поэтому я бы не стал ничего спрашивать. И говорить что-либо тоже. Бессловесная любовь и признательность в глубине сердце – такое у меня отношение к Гуруджи. Если есть отклик в сердце, то это глубоко

5 ассоциации со словом «йога»:
Жизнь, Ясность, Осознанность … В тоже время, четкое ощущение, что то ли она все больше меня поглощает, то ли я все больше в ней растворяюсь. И чем дальше занимаешься, тем больше проникаешься глубиной.

Как родители восприняли твое серьезное увлечение йогой:
Нормально. К тому же, мать косвенно принимала в этом участие. 
В детстве я часто болел. Мама, как бы случайно подкинула мне книгу с черно-белыми картинками людей выполняющих какие-то упражнения (тогда, я еще не знал, что они так называются асанами). И я стал делать то, что дети умеют лучше всего – повторять увиденное. Конечно, мои старания сложно было назвать «практикой йоги», но именно это зародило любопытство и интерес к физической работе с телом.

Самое значимое достижение в преподавании йоги:
Мои достижения, как преподавателя, это достижения моих учеников, Видеть результат своей работы, когда люди по-настоящему меняются физически и эмоционально, когда благодарят тебя за те перемены, которые в себе ощущают. И тот факт, что после меня йога развивается, в маленьком городке, где я в свое время начал преподавать, что мне удалось зародить интерес и уважение к йоге Айенгара, это, пожалуй, тоже своего рода достижение.

Об отношении к своему телу во время практики:
В освоении йоги, как и в жизни, на первом месте стоит правдивость перед собой. Уже потом, на это ложиться старание и терпение в практике. И конечно, движение. Движение не хаотичное, а осознанное и непременно двухстороннее - внутри тела и снаружи. Без внутреннего рвения йогу не сделать. Внутренняя работа с телом дает возможность понять действие и сделать его правильно. Неправильное действие приводит к большему усилию, чем правильное, и при чрезмерном насилии грозит травмами. В свое практике ищите точку ненасилия, осознавайте ее. Развитие в поисках баланса и равновесия.

В тоже время, важно не путать ненасилие с пассивностью. Ненасилие это баланс возможностей тела и физического усилия. К этому равновесию нужно стремиться и наблюдать за ним. В то время как пассивность – это отсутствие активности в теле. Позволить себе быть пассивным и ленивым – это насилие. Оставить разум пребывать в тумане, не раскрытым – это тоже насилие. На начальном этапе ученику требуется больше энергии (раджаса), по-моему только человек обладающий внутренней энергией может находиться в абсолютном покое и оставаться в состоянии ясности и осознанности.

Каким должен быть образ жизни для того, чтобы практика была успешной и йога шла на пользу:
Естественный. Насилие над своим организмом и радикальные перемены категорически нельзя допускать. В последствие практики, какие-то вещи начнут меняться сами по себе, без принудительно вмешательства. Это касается и образа жизни и привычек. И чтобы вы не начали менять, наблюдайте за собой, и оставайтесь честными перед самим собой.

Какие пять истин о йоге должен знать, каждый новичок:
Не переедать за три часа до йоги (смеется). А если серьезно, то нет никаких универсальных истин. Новичков нельзя перегружать излишней информацией, каждый сам придет к своим истинам в свое время. И нельзя давать те или иные установки «йога это не то», «йога это не это». Для каждого, на определенном этапе жизни йога может быть чем угодно. Во что это потом превратиться – задача учителя.

В классах, какого уровня больше нравиться преподавать: 
Каждый класс – всегда новый вызов, новая встреча, новое преодоление. Прелесть есть во всех занятиях, и когда пытаешься увлечь новичков, и когда привносишь в практику продвинутых классов что-то совершенно для них новое.

Ощущения и настроения после занятий:
После проведения занятий чувствую эмоциональный подъем и легкость. Чем больше отдаю себя на занятиях, тем больше полноты внутренних ощущений получаю взамен. Отзывчивость группы на занятие - это лучший стимул для совершенствования себя, как преподавателя.

Я искренне рад за учеников, что на моем занятии они открыли для себя и сделали что-то новое. И свою задачу как преподавателя, вижу не только в том, чтобы научить точности выполнения асан, а также в том, чтобы занятия были интересными сами по себе и приносили ученикам внутреннее удовлетворение. Хочу, чтобы после практики ученики смотрели на мир другими глазами, в которых больше ясности и спокойствия.

Чему может ученик научить учителя:
Преемственность знаний одна из неотъемлемых составляющих йоги, а достичь ее можно только в непрерывном диалоге между учеником и учителем. Для меня важно сохранить связь с моими учителями, они вложили в меня знания, которые я, пропустив через свою практику и опыт, и теперь передаю своим ученикам. В свою очередь, ученики, сами того не осознавая, постоянно учат преподавателя. Это непрерываемая взаимосвязь.

Кто приходит заниматься йогой:
На йогу приходят люди, которые хотят что-то изменить. Первопричины этих изменений самые разные – от желания сбросить лишний вес до поиска внутреннего равновесия, и как таковые, эти причины не имеют решающего значения. Важно то, что человек в поисках перемен и открыт к новому.

Как новички воспринимают йогу:
Абсолютно по разному. У каждого свои взгляды и сугубо индивидуальные ощущения от происходящего. Большинство новичков в поисках чего-то своего, они присматриваются, пытаются понять подходит ли им йога, нравится она им или нет. В йоге, к результату приближаешься медленно и усердно, от нескольких месяцев до нескольких лет, поэтому далеко не все остаются. И это нормально.

Чем преподаватель может помочь новичку на первых занятиях:
В работе с новичками, главное не отбить желание заниматься. Эта на первый взгляд простая задача, требует предельной внимательности в том, чтобы программа занятий была не скучной и приносила ученикам минимально ощутимый результат, создавала настроение от приложенных усилий и вовлекала в практику. Для преподавателя это целое искусство - не переусердствовать в сложности занятий, но в тоже время выдерживать баланс между развитием и пределом возможностей ученика, чтобы он делал следующий шаг в преодолении возможностей своего тела и не навредил себе.

Почему после ознакомительных занятий, многие не продолжают заниматься йогой:
Бросают заниматься йогой по тысяче разных причин, но, в конечном счете, все они сводятся к трем основным - это не для них в принципе, конкретно сейчас, йога им сейчас не нужна или преподаватель не смог достучаться и удержать интерес. С первой причиной не нужно бороться, йога не для каждого, и к ней нужно прийти в свое время. Что касается влияния преподавателя, да, это настоящая миссия - разжечь еще больше любопытство, увлечь в процесс практики и в целом создавать эмоционально комфортное настроение. На ознакомительных занятиях новички восприимчивы ко всему происходящему, им действительно интересно начать заниматься, с таким хрупким механизмом нужно обходиться бережно.

Что мешает развитию практики у начинающих:
Миллион причин, и почти всегда это лень, лень, лень. «Только тот, кто преодолеет свою лень, сможет продвинуться в практике», так наставляет нас Шри Б.К.С, Айенгар. В то же время, не стоит переусердствовать, излишний фанатизм не поможет в развитии. Для продвижения в занятиях йогой нужно осознавать свое тело и заниматься системно. Практика должна быть регулярной.

С чего лучше начинать обучение новичков:
Новичкам нужна практика, практика и еще больше практики. Чтобы начали чувствовать свое тело внутри и снаружи. С этого начинается изучение своего тела, себя. И только потом, на это можно накладывать дополнительные знания и тонкие механизмы пребывания в позе, но без осознания каждой части своего тела и сознательной работы над ним все остальные знания бесполезны.

В чем отличие преподавание йоги мужчинам и женщинам:
У мужчин и женщин совершенно разное мировосприятие, их мироощущение и подход к жизни разные. Это естественный природный механизм. И мужчины, и женщины приходят на занятия йогой, чтобы что-то в себе изменить. Кто-то хочет побороть жесткость в своем теле, кто-то хочет добиться гибкости или развивать силу в теле. И те и другие хотят улучшить свое тело, здоровье, внутреннюю уверенность. Несмотря на то, что все они ученики, которые хотят продвинуться в практике, преподавателю никогда нельзя забывать про то кто перед ним мужчина или женщина, и учитывать физиологические особенности.

Любимые места и время суток для личной практики:
Раньше было утро, сейчас по мере возможности. Считаю, что утреннее время самое оптимальное для практики. Место, может быть каким угодно, если оно достаточно уединенное, в тишине и покое.

О себе самом, как о человеке и преподавателе йоги:
Я себя считаю учеником.