Йога – это дар современному человеку, чтобы чувствовать себя счастливым


Елена Ульмасбаева основатель и генеральный директор центров йоги YOGA PRACTIKA, преподаватель (Senior Int. 3) со стажем более 30 лет, ученица Шри БКС Айенгара расскажет в этой статье про обретение внутреннего баланса через практику йоги и основ аюрведы.

«Начало совместного пути»

Согласно истории, йога и аюрведа имеют один корень. Это было единое целостное знание о жизни. В одних руках сосредотачивались знания о том, как жить, поддерживать здоровье, вести хозяйство, устраивать семью, общаться с высшими силами. С течением времени, общество менялось, но йога и аюрведа всегда оставались рядом.

Сегодня для полноценной практики йоги и продвижения на этом пути, я рекомендую следовать аюрведическим правилам образа жизни, рекомендациям по питанию и поддержанию здоровья. И наоборот, если человек болен и обращается к аюрведе, то рекомендую так же обратиться к йоге как к телесной практике для стабильности ума и внутренней гармонии.

«Искусство поддержания здоровья для долгой и приятной жизни»

Давайте разберемся, что люди в современном западном и российском мире понимают под понятиями «йога» и «аюрведа».

Аюрведу воспринимают, как традиционную индийскую медицину. Это хорошо, но в отличие от традиционной медицины, к ней надо прибегать не только, когда болен, но и будучи здоровым. К сожалению, у нас нет понятия «искусство поддержания здоровья». Наши люди хотят долго жить, но при этом часто их жизнь – это цепь непрерывных страданий и борьбы. Вопрос, зачем им такая жизнь, да еще и долгая? Куда лучше сделать жизнь не только длинной, но и счастливой. Аюрведа рассматривает человека, как единую систему и учит жить умиротворенно, счастливо и наслаждаясь.

Если говорить о йоге, то у современных западных и наших людей есть большая мотивация ее "практиковать". Они воспринимают йогу, как возможность обрести посредством занятий физическое и ментальное здоровье, избавиться от разного рода недугов и беспокойств. Это особенно важно для молодых людей. В юности нет философского восприятия мира, которое в идеале должно появиться с возрастом. Люди взрослые, пожилые, как правило, понимают, что тело стареет, они спокойнее принимают болезни и страдания, сохраняя душевную гармонию. Но не требуйте от детей и подростков эмоционального спокойствия, если они болеют.

Я начала практиковать йогу в молодые годы и сразу заметила, что после занятий улучшаются мои самочувствие, настроение, восприятие мира. Это понятно: химия тела в целом изменилась, гормональная система заработала иначе. Практика йоги дала мне обещанные умиротворение и покой. Мои занятия стали регулярными. Сейчас, когда я смотрю на практикующих йогу, особенно на преподавателей, то довольно часто вижу беспрерывную борьбу, соревнования, самоутверждение. Нет никакой гармонии и никакого покоя. Поэтому нашим людям этому нужно учиться.

«Ответы на разные вопросы»

В нашей стране йога популярнее аюрведы. Очень часто люди приходят в аюрведу через йогу. Если человек на протяжении нескольких лет практикует йогу, то перед ним часто встают вопросы, как налаживать жизнь, как питаться, чем лечиться. Аюрведа содержит в себе ответы на эти и другие вопросы. Она покрывает весь сектор человеческой жизни. По моему мнению, все практикующие йогу – это потенциальные клиенты аюрведы.

Конечно, бывает и наоборот. Человек заболел, вылечился аюрведой и поддерживать свое здоровье только ею ему мало. Если он нуждается в физических упражнениях, то, скорее всего он придет в йогу.

Некоторых людей смущает, что оба понятия индийские. Бытует мнение, что аюрведа не подходит нам, людям северного климата. На самом деле, аюрведа – это принцип, по которому выстраивается гармония между человеком и внешним миром, гармония всех систем в человеческом организме. Согласно аюрведе в балансе должно быть все, что человек называет собой. Грамотный врач учитывает наш климат и нашу сезонность. Помимо стран проживания все мы разные по возрасту, генетическому набору, привычкам, предпочтениям, жизненному восприятию. Играет роль наличие или отсутствие детей и наше отношение к этому вопросу. Поэтому не может быть одинаковых рекомендаций для разных людей. Это не привычная "западная" медицина с одним лекарством для всех от одной болезни, когда при известной симптоматике всем назначают один препарат.

«Зависимость характера практики йоги от доши и связь с аюрведой»

В аюрведе есть три основные типа конституции, доши: вата, питта, капха. Они не бывают абсолютно чистыми, всегда есть комбинация в той или иной мере. Любая доша может выйти из баланса, в зависимости от того, как человек живет.

Люди с дошей Капа нуждаются в том, чтобы их практика была более физической и активной. Они не любят изнурять себя занятиями, но их тело способно к нагрузкам по его конституции и даже нуждается в активной физической деятельности. Они инертны и обладают уравновешенным внутренним состоянием. Их довольно трудно вывести из себя, если они ведут здоровый образ жизни. Базовая негативная эмоция, с которой им надо работать, – это обида. Освободившись от неё они вернуться к своему позитивному «я»: к удовлетворенности.

Люди с преобладанием доши Питта часто встречаются в нашем обществе. Они склонны к физическим упражнениям, их тело обладает выраженными мышцами. Питты хотят заниматься активно, но часто приходят в раздражение от занятия, если им не нравятся те или иные асаны. Им надо выполнять охлаждающие асаны, чтобы успокоить их горячность. Они должны наблюдать за собой. Если определенные асаны вызывают состояние раздражения и гнева, то с этим надо работать, не надо посто терпеть чтобы потом взорваться. Возможно, им нужны больше позы на вытяжение, раскрытие. Они часто не любят делать Шавасану, асану на расслабление, хотя им важно учиться расслабляться. Базовые негативные эмоции, с которыми им надо работать это гнев и раздражение. Практика йоги может помочь убрать остроту переживания этих тяжелых эмоций и тогда люди Питта смогут больше реализовывать такие свои замечательные качества как решительность и смелость.

Люди с преобладанием конституции Вата находятся в сложном положении: весь наш образ жизни в большом городе ведет к усилению и дисбалансу ваты. Люди с вата конституцией – это люди с подвижной нервной системой и мобильным телом. Им часто трудны физические нагрузки, они могут быстро уставать. В практике им надо искать опоры в собственном теле, создавая структуру асаны, следует быть умеренными в динамических упражнениях. Эти люди часто плохо чувствуют своё тело и им может принести пользу выполнение асан с какой-либо опорой. Например, позу Адхо Мукха Шванаса можно выполнять упираясь руками в стену, чтобы лучше почувствовать себя, почувствовать тело. Это будет их балансировать. Для людей вата конституции выполнение Шавасаны может вызывать страх. Базовые негативные эмоции этих людей - страхи и тревожность. Победив их, люди Вата конституции обретут вдохновение и творческий подъем.

«Элемент другой культуры или осознанный выбор»

Для лучшего понимания самих себя нам надо помнить, что наши предки не жили в больших городах. В селах и деревнях у них был ежедневный контакт с природой. Они ухаживали за домом, землей, водоемами и скотиной. Ручной труд много веков был основным. Наши предки в гораздо большей степени ощущали смену погоды и сезонность, чем современные жители городов. Большая часть людей исповедовали ту или иную религию, то есть у них была налажена духовная сторона жизни. Такая жизнь, давала определенный внутренний покой и гармонию.

Сегодня люди, живя в искусственных условиях города, теряют связь с природой, с родственниками, и, как следствие, с собой. Человек далеко не всегда воспринимает как единое целое свою биологическую, психо-эмоциональную (душевную) и духовную жизнь. Когда мы плохо чувствуем своё тело, когда не проживаем свои эмоции, вообще не разрешаем себе что-то чувствовать, то понятие «я» присутствует только в голове, как будто остального ничего нет или оно не важно.

Тем не менее, люди нуждаются в том, чтобы чувствовать свое тело, это приносит им радость и наполняет энергией, улучшает качество жизни. Вполне понятна популярность разных видов телесных практик: восточные единоборства, йога, танцы. К нашей йоге (хатха-йога по методу Айенгара – прим. ред.) обращаются, как к телесной практике или лечебной гимнастике. Люди видят в ней систему физических упражнений, которая помогает человеку связаться со своим телом.

Люди, занимающиеся йогой несколько лет, помимо аюрведы, начинают практиковать пранаяму и медитацию. Особенной популярностью они пользуются у тех, кто считает, что йога это слишком много работы с телом, а им хочется упражнений для более тонких планов.

Но пранаяма и медитация это тоже часть йоги, все зависит от того, как это представлено в современных школах и направлениях.

Пранаяму часто переводят, как дыхательные упражнения, но на самом деле – это управление потоками праны, прана это энергия жизни. Прана есть везде. Например, в яблоке на ветке много праны, в сованном месяц назад - меньше, в высушенном - ещё меньше, в законсервированном - ещё меньше. В организме человека прана, которая поддерживает жизнь, связана с дыханием. В жизни мы не обращаем внимание на то, как мы дышим. Для нас это обычный процесс. Практикуя пранаяму, мы меняем ритм своего дыхание и это влияет на сознание, состояние ума. Дыхание все время отражает наше эмоциональное состояние: радость, испуг, подавленность и пр. Проведу параллель, как мы работаем с телом в асанах, чтобы снять зажимы и блоки, придать ему силу, так и пранаяма влияет на ментальный уровень, очищает его. Посредством работы с дыханием наружу выходят и уходят "непереваренный" воспоминания, непрожитые чувства, которые хранились где-то глубоко и мешали нам быть счастливыми. Пранаяма выстраивает потоки праны оптимальным образом и способствует балансу всей системы.

Медитация довольно популярна на Западе и в нашей стране. Но то, что называют медитацией не всегда ею является. Чаще всего это ментальные формы релаксации, в которых современный человек очень нуждается. Медитация – это состояние бездумности, которое возникает спонтанно. Поэтому техник медитации нет, а есть техники ментальной релаксации, которые помогают выходить в состояние медитации. Достичь его можно, выполняя Шавасану (поза трупа), это действительно медитативная практика. Шавасана – это расслабляющая асана, опыт умирания. Во время ее выполнения у человека исчезает ощущение тела, а затем прекращается поток образов и мыслей. Остается осознание себя, которое в данный момент не отождествляется ни с телом, ни с потоком мыслей и образов. Единственно с чем есть связь - это собственное дыхание, ведь дыхание и есть жизнь. В этот момент глубокое расслабление произошло и можно выходить из Шавасаны, это похоже на возвращение к новой жизни. 

Комментарии пользователей
 
Защита от автоматических сообщений