23-26 июня в Екатеринбурге проходила II Всероссийская конвенция по йоге Айенгара, организованная Некоммерческим Партнерством «Содействие развитию йоги Айенгара в России», с участием Манусо Маноса, одного из опытнейших преподавателей йоги Айенгара, являющегося обладателем одного из всего двух в мире сертификатов уровня Senior Advanced.

Многие российские ученики помнят его по участию в Конференции Yoga Journal, связанной с визитом Шри Б.К.С.Айенгара в Москву в 2009 году, когда Манусо приехал наряду с другими ближайшими учениками Гуруджи. Лично я запомнила, как Манусо демонстрировал самую совершенную, на мой взгляд, Триконасану из виденных мною «живьем». Пожалуй, только тогда я увидела настоящую красоту этой позы! Поэтому, когда появилась информация о том, что Манусо приедет в Россию на Конвенцию, я перекроила все свои планы на этот период, и отправилась в Екатеринбург.

Событие превзошло все ожидания. Все иностранные преподаватели йоги Айенгара, которые, к счастью, довольно часто посещают нашу страну со своими мастер-классами, безусловно, всегда привносят что-то новое в практику каждого из учеников, дают новые импульсы для нашего развития. Однако учение Манусо Маноса показалось мне особенным. Он давал самые простые, базовые позы, но в них учил таким пунктам, и таким образом, что в каждой их этих поз удалось почувствовать что-то принципиально новое. Особый плюс состоял в том, что буквально за несколько дней до участия во Всероссийской Конвенции Манусо сопровождал Шри Б.К.С.Айенгара во время его визита в Китай, где проходил Индо-Китайский йога-саммит, и, по словам самого Манусо, некоторые моменты своего учения он полностью позаимствовал из мастер-классов, которые давал Гуруджи.

Особенно мне запомнилась Паршвоттанасана, которую Манусо давал во второй день. Почти вся утренняя сессия была посвящена этой позе, мы уделили ей около полутора часов, и выполнили ее около 10 раз, слой за слоем накладывая новые и новые пункты, большинство из которых были весьма неординарны. Со всей определенностью могу сказать, что теперь моя Паршвоттанасана стала совсем иной, чем до этого мастер-класса, и, однозначно, в ней появилось больше вытяжения, симметрии и свободы.

Вообще, львиную долю поз, которые давал Манусо, составляли основные позы стоя, такие, как Уттхита Триконасана, Уттхита Паршваконасана, Прасарита Падоттанасана, Паривритта Триконасана и Паривритта Парвшвоконасана, и затем некоторые акценты он переносил в перевернутые позы – Ширшасану и Сарвангасану. Разумеется, это не случайно, т.к. именно позы стоя и перевернутые являются своеобразной «визитной карточкой» йоги Айенгара.

Помимо чрезвычайно точного, четкого преподавания, Манусо очаровал всех своим чувством юмора и артистизмом, своей мудростью и философским взглядом и на практику йоги, и на жизнь вообще. Он неоднократно говорил о том, что не следует делить все на черное и белое, что все в этой жизни – это «оттенки серого». Применительно к практике йоги он имел в виду, что не стоит фанатично следовать выполнению одного пункта, полностью жертвуя другим, или впадать в отчаяние от того, что не удается выполнить все одновременно идеальным образом; вместо этого надо постоянно находить тот тонкий баланс между «черным и белым», между пунктом и контр-пунктом, действием и противодействием, который позволит достичь гармонии в асанах на данном этапе своего развития в практике. Манусо неоднократно повторял, что не стоит раз и навсегда привязываться к конкретным действиям в асанах, а также искать противоречий между, казалось бы, противоречивыми пунктами (ведь зачастую у учеников вызывает недоумение, что еще вчера их учили так, а сегодня другой, или даже тот же самый преподаватель учит совсем, казалось бы, иначе!). Те или иные пункты могут быть справедливы в зависимости от того, с какой целью выполняется поза, какому конкретному действию в ней хотят научить, с какой проблемой справиться.

Меня очень порадовали его откровенные признания в том, что и на ранних этапах своей практики, и даже до сих пор, не смотря на свой богатейший опыт и искреннюю преданность йоге, он часто замечает, что когда он сам учится, его внимание иногда ускользает, он не чувствует себя полностью сконцентрированным от начала и до конца, и только самые ценные зерна учения попадают на благодатную почву. Что, когда становится особенно тяжело, он ловит себя на мысли «вообще, я не очень-то люблю йогу!». Кому из нас не знакомы эти ощущения? Такие признания глубоко тронули меня потому, что показались мне очень близкими, человечными, естественными: он не старается показаться неким идеалом, хотя фактически он им, безусловно, является. По словам Манусо, с 1976 года, когда он начал заниматься пранаямой, был лишь один день, когда он пропустил ее практику! Такое постоянство и усердие просто не может не вызывать уважения и восхищения.

Помимо Манусо Маноса, старшие российские преподаватели тоже давали свои мастер-классы. Поскольку в одно и то же время в разных залах происходили мастер-классы разных преподавателей, каждому из нас приходилось делать непростой выбор. Я побывала на мастер-классах Сергея Михайлова, Егора Ротова и Елены Ульмасбаевой. Мастер-класс Сергея был посвящен позам стоя; я давно не бывала в его классах, и было истинным удовольствием наслаждаться его интеллигентной и лаконичной манерой преподавания. Егора давал позы сидя, на его занятиях я была впервые, и он порадовал своей искренностью, открытостью и стремлением заставить учеников самостоятельно искать ответы на возникающие в процессе практики вопросы. Темой мастер-класса Лены были наклоны и восстанавливающая практика, занятие было очень интересным, Лена давала очень хорошие инструкции, и тоже призывала учеников быть открытыми в своей практике, не бояться экспериментировать и пробовать выполнять знакомые позы по-другому, с новыми акцентами; ее глаза буквально светились во время этого урока, и это очень воодушевляло!

Отдельно хочется поблагодарить наших екатеринбургских коллег за прекрасную организацию Конвенции. Все было подготовлено на самом высоком уровне, с любовью и заботой к участникам этого мероприятия. Прекрасные светлые залы для занятий, качественное и недорогое питание, сувениры для участников Конвенции – все было просто великолепно! И, конечно, отдельно хочется отметить представление, организованное театром танца и учениками и преподавателями екатеринбургского центра йоги. Это было очень красивое действо, в котором танец переплетался с асанами, и асаны выполнялись с таким усердием, преданностью, чувством, что это не могло не завораживать и восхищать. Манусо тоже был впечатлен этим выступлением, и не раз повторил, что оно глубоко его тронуло.

Хочется поблагодарить всех организаторов, преподавателей и участников этой Конвенции, и выразить надежду, что подобные мероприятия будут проводиться и впредь, и что Манусо Манос еще неоднократно посетит нашу страну с мастер-классами.

Автор: Полина Марынич