Частная и, видимо, очень престижная школа для девочек в предгорьях Гималаев. Большая ухоженная территория, аккуратные зеленые «английские» лужайки, солидные здания красного кирпича, приветливые секретари в ярких сари. Ученицы школы – девочки-индианки, от 8 до 18 лет, и, хотя школа заявлена как международная, иностранок не видно.

Йога – обязательный предмет, изучается как практика, так и теория. Учительница – Вани Сингх, молодая, но опытная йогиня 25 лет, неукоснительно следующая традиции Шри БКС Айенгара. Вани сама закончила эту же школу, а йоге училась у Свати и Раджива Чанчани, прямых учеников мастера Айенгара. Именно он и благословил семью Чанчани на работу с детьми в 1983 году, после чего они стали известны именно как детские преподаватели, а также как авторы книги “Йога для детей”. Книга первый раз вышла в 1995 году и с тех пор переиздается несколько раз в год. За 25 лет Свати и Раджив вырастили «в йоге» двоих сыновей и бесчисленное количество учеников.

«Немногие школы могут позволить себе йогу как обязательный предмет – нужен ведь специальный зал, оборудование», комментирует Вани. Здесь все это есть – просторный зал с высоченным потолком и каменным полом, простыми белыми хэбэшными ковриками. А еще на стенах красуются портреты выдающихся йогинь-школьниц в сложных асанах, фото Гуруджи Айенгара, молодого и тоже в асанах, и над учительским подиумом – фреска с изображением змеехвостого автора священных «Йога сутр» Махариши Патанджали. С него-то все и начинается.

Yogena cittasya padena vacham
Malam sharirasya ca vaidyakena
Yopa´ karot tam pravaram muninam
Patanjalim pranjalir anoto´ smi
Abahu-purusharakam
Shanka-chakarsi-dharinam
Sahashra-shirsham shvetam
Pranamami Patanjalim

Обращением к Патанджали открывается каждый класс. Вани сидит в красивой падмасане на подиуме, ладони в намасте перед грудью, глаза закрыты. Девчонки, еще минуту назад любопытно оглядывавшиеся на меня, сидящую в уголке, второпях разбиравшие коврики и хихикавшие «о своем, о девичьем» с подружками, уже усердно повторяют слова, готовятся к серьезной практике. Как не без иронии заметила Свати Чанчани, «…все знают здесь, что такое йога и куда она ведет. Только на Западе некоторые садятся на пол со скрещенными ногами и считают, что вот, они уже йоги».

Вани начинает занятие с традиционного Сурья Намаскара – приветствия Солнцу. Сначала – несколько раундов из двенадцати «солнечных» асан. Дальше – несколько асан стоя, за ними – перевернутые. Затем наклоны, скрутки, прогибы. Под занавес – явно любимая всеми шавасана, под радостные девчоночьи возгласы «Ну наконец-то!» Таков основной алгоритм практики, с небольшими поправками на возраст и настроение йогинь. Занятие для каждой группы длится полчаса, в классе от десяти до двадцати с лишним человек.

Зная, что следующая возможность побывать на занятиях и пообщаться будет нескоро, я внимательно смотрю и записываю свои находки. А потом, усевшись в тени на открытой веранде, мы еще долго говорим о том, как Вани пришла в йогу, как занимаются дети, об отношениях учителя и ученика. Вот совсем небольшой кусочек нашей беседы.

Сколько времени ты работаешь с детьми?
Года 3 уже.

Какого возраста? Самые младшие – самые старшие?
От 8 до 18.

А с детками помладше работала?
Нет. В нашей традиции не приветствуется детская практика до 8 лет. Можно так заниматься, несерьезно – только для удовольствия. Малыши ведь не могут четко все делать, невозможно заставить их выпрямиться там, где надо, или долго держать асану. Нужно заниматься осторожно – они же еще растут, для них главное – играть, заставлять нельзя.

Где ты училась?
Здесь. Мне очень повезло – пока я еще в школе училась, у меня было время, и я после уроков помогала моей учительнице йоги – миссис Чанчани. Так что я еще тогда многому научилась, и когда сама начала преподавать, мне уже было легче – все-таки уже не в первый раз в первый класс! Сейчас программу изменили, нагрузки больше и времени у них меньше. Поэтому никто уже так не делает, а было бы хорошо.

То есть, ты начала заниматься еще в школе?
Да, в 10 лет. Уже 15 лет, значит, занимаюсь. В школе, понятно, все было не так серьезно как сейчас – не каждый день. А так, чтобы каждый день, уже лет пять я занимаюсь.

А с мальчишками ты когда-нибудь работала?
Да, работала – это совсем другой мир! Я преподавала в смешанной школе и мальчишки и девчонки приходили на занятия вместе, девчонки в юбках… это было нечто! Лучше все же, когда они по отдельности. Когда они еще маленькие, то ничего, а лет с 11 до 14 они ничего не хотят делать, если кто-то на них смотрит!

У тебя есть любимая возрастная группа?
Да! Самые младшие лучше всех. Они любознательные, им нравится учиться. И тело у малышей еще естественное, гибкое – а это так важно! А потом, когда они подрастают, начинают смотреть друг на друга, сравнивать себя с другими, стесняться. Многие перестают заниматься как раньше, а заставлять их очень неприятно и не хочется. Нужно находить середину – не отпускать контроль, но и не перегибать палку. Это очень трудно.

Скажи, а с другими преподавателями ты общаешься? Есть у вас какие-нибудь организации, ассоциации, или как-нибудь неформально?
Общаюсь только с одной девушкой – мы иногда работаем в паре, я веду занятие – они помогает, и наоборот. Других никого не знаю. Ассоциаций, по-моему, у нас нет, и, кроме того, нужно знать людей, доверять им, чтобы обсуждать какие-то проблемы. Если мне нужно что-то спросить, спрашиваю свою учительницу, миссис Чанчани. Она мой наставник. А еще дело в том, что в Индии столько разной йоги, что общаться иногда становится трудно, все сводится к спорам, что асаны нужно делать так, а не по-другому.

Много о чем удалось поговорить с Вани. Она, конечно, большая умница и труженица, искренняя и преданная. Вани преподает по 4 часа в день (первое занятие – в 6 утра), 6 дней в неделю. Верит в Бога и в своего Гуруджи. Путешествовать в другие страны ее не тянет, ведь в Индии столько всего удивительного!

(с) Виктория Занкина, 2006

 

Комментарии пользователей
 
Защита от автоматических сообщений