7 мая

Мы прилетели в Непал в солнечный день 7 мая. После непродолжительной поездки из аэропорта по пыльным дорогам Катманду разместились в гостинице Vajra. Среди шумного города - оазис покоя, зеленый сад, резное дерево, глиняные Будды.
На следующий день после утреннего занятия все поехали в старый город. Я, Жанна и Таня решили ехать в СПА на аюрведический массаж, а после – к самой большой в мире Ступе. Рядом с ней в храме шла служба. Мы зашли и сидели там, слушая молитвы буддийских монахов. Они готовились к празднику, посвященному уходу и возвращению Будды.
Вечером были сборы, подготовка к раннему отъезду. Встали в 3.30, пошли на пранаяму, в 5 выехали в сторону границы с Китаем.
 
9 мая
Мы ехали по красивейшим местам - низкие зеленые горы, ущелья с водопадами. Граница. Маленькие женщины несли наши сумки, закрепленные лямкой на лбу до моста Дружбы, через него и дальше через китайскую таможню. На границе нас проверял китайский врач, искал признаки свиного гриппа. Двое были с температурой выше 37 – Виталий и Катя, у Леши было простужено горло. У меня было 36,4 – мне редко приходится беспокоиться из-за температуры. «Больных» не хотели пропускать из-за карантина свиного гриппа, но все обошлось усилиями нашего сопровождающего и благодаря таблеткам. Однако время мы потеряли.
Мы добрались в Ниалам. После кипятка на ночь мы разошлись по комнатам. Заснули к двум.
Я спала крепко, было тепло. Голова не болела, только ощущение пространства внутри – естественное в горах.
 
10 мая
Было легче, чем я ожидала. Мы собрались на чай в 8.30 и после пошли прогуляться в поисках площадки для занятий. Нашли под носом – во внутреннем дворе нашего гестхауса.
Я не занималась. Наша «палата» - Жанна, Таня и я – спала. Чувствуется заторможенность, не сразу приходят нужные слова. Но в целом самочувствие у всех хорошее: все бодры и рвутся вперед.
Сейчас мы обедаем, а после поедем в пещеру Миларепы, где он медитировал.
В пещеру попасть не удалось. Не хватило каких-то разрешительных бумаг, которых у наших водителей не оказалось.
 
11 мая
В 6 выехали – несколько стоянок, перешли Гималайский хребет – 5150 метров – как-то не особо не прочувствовав. Сделали остановку у голубого озера и еще одну – для практики – в каком-то гестхаусе.
Было холодно, но как только начали заниматься – вышло солнце и намного потеплело. Из-за дымки показались вершины Гималаев, правда, ненадолго.
Снова двинулись в путь. Пока мы едем, вернусь на пару дней назад и напишу про Катманду.
Это город с очень хорошо развитой придорожной торговлей.
 Принимают к оплате непальские рупии. Курс на момент нашего приезда был 78 рупий за $. Такси поймать на улице несложно – практически все маленькие Suzuki, но наклейки – Toyota. Некоторые такси сохранились лучше, другие разваливались на ходу. В одной из поездок по городу я пыталась приоткрыть окно – ручка осталась у меня в руке и я не знала, как ее вернуть обратно. В такси можно ехать втроем. Мы ездили по 300 рупий к Ступе, в СПА, в Тамель. Тамель – это большой район, где торгуют сувенирами, местной продукцией из шерсти яков, коврами, танками, музыкой, снаряжением – как рынок, только в жилом квартале.
Возле Ступы можно купить благовония, изделия из металла, буддийскую атрибутику – мандалы, ваджры, музыку…
Когда мы приехали в отель, наш багаж донесли до комнаты – 20 рупий за услугу.
В нашем отеле Vajra по вечерам начиналась бурная светская жизнь – видимо, местные любят устраивать здесь вечеринки, а иногда даже показывают спектакли.
На границе с Китаем наши вещи тоже несли за нас портеры. В основном, женщины. Обвязывали платком сумку, садились к ней спиной и накидывали петельку на лоб. Вставать с особо тяжелыми сумками им помогали. Сами эти женщины выглядели очень маленькими, багаж явно перевешивал. Нести одну большую сумку стоит 2 $ или 150 рупий. Среди носильщиков явно конкуренция, работы здесь мало.
 
Утро, 12 мая
Сидим за столом после раннего набега на аптеку. Запасались лекарствами от боли в животе, тошноты, простуды … Особо популярна вытяжка из родиолы – местный стимулятор и энергетик. Я поддалась всеобщему настроению и тоже сделала покупку в аптеке – «Звездочку».
Некоторые едят имбирь, я в том числе. Кажется, очень помогает в местных условиях чувствовать себя лучше.
Мне здесь самыми ценными продуктами кажутся мед (только не местный!), лимоны (но здесь нет) и имбирь. Ну, и всякий перекус – печенье, шоколадки, орешки. Чай лучше взять с собой. Найти можно, но сложно – везде продают зеленый, а очень хочется черного.
Костя говорит, гомеопатия не действует. А цитрамон – действует!
Сегодня по дороге был еще один перевал – 4700. Мы доехали до Парьянга. За столом, когда поели, наш проводник Циннам рассказывал истории про Будду.
«Будда был всегда и никогда не умирал. Он пребывает в Нирване. Новый Будда пришел на землю принцем, чтобы учиться и получить много знаний. Когда он покинул дворец, он увидел страдания людей и смерть. Мы рождаемся, болеем, старимся, умираем – это драма жизни – колесо. Внутри этого колеса нет счастья. Чтобы его обрести, необходимо выйти за пределы круга (колеса жизни), остановить процесс перерождений, направить колесо вспять. Суть учения буддизма – пустота.
В Тибете до 1963 года существовало 1000 больших монастырей, 800 – поменьше. Сейчас из всего порядка 800 – многие были уничтожены китайцами за последнее время.
Когда Будда шел мимо реки, он увидел человека, совершавшего омовение в реке. Будда спросил, что он делает, и узнал: человек совершал плохие поступки и поэтому моется, чтобы очиститься. Но если ваза грязная изнутри, разве станет она чистой от мытья снаружи? Эта легенда объясняет, почему буддисты не делают омовений в озерах перед корой, а хинду – делают».
 
13 мая
Все чувствовали себя нормально. Сегодня мы едем не на озеро, а в Дарчен. Снова изменился порядок проезда. Чтобы не платить штраф в 1000 $, нужно заехать в Дарчен, поставить на пропуск еще несколько печатей.
Сейчас мы впервые видим Кайлаш и озеро Манасаровар. А также крайнюю вершину Гималаев, на которой они и заканчиваются. Мы трижды обошли место с флагами, построили свои маленькие ступы и сделали общую фотографию. А потом обошли круг еще раз – назад ходить нельзя. Небо слегка облачное, не все видно чисто, но общее представление дает. Ближе к Дарчену началась хорошая двухполосная асфальтированная дорога. Последний пропускной пункт – и мы в Дарчене.
Ракшастал – озеро демонов, в котором смываются все грязи. Озеро Манасаровар – дает святость. Завтра мы поедем на оба озера, а затем в термальные ванны. В озерах будем купаться бесплатно, в ваннах – по 40 юаней.
 
14 мая
С легким сердцем, тяжелым животом после завтрака двинулись к озерам. По гладкой асфальтированной дороге с видом на горную гряду и Манасаровар мы двигались к озеру Ракшастал, где нам предстояло смыть грехи. Не было ветра, солнце светило. Все, кто хотел, бодрым шагом двинулись к воде. Мы с Олей забежали первыми, я упала и почувствовала, как холодно. Чуть позже Виталий – сделав 3 раза чатурангу в озере, сказал, что наша с Олей попытка не засчитана, потому что мы не окунули голову в воду трижды. Немного посомневавшись, мы повторили водные процедуры. С головой было значительно холоднее, но солнце способствовало реабилитации.
Посушившись и одевшись, мы двинулись к джипам. Дорога обратно – полкруга около Манасаровара. Облака, ветер, возле берега пена, которая выглядит как корка льда. Виталий – суровый йог – безо всяких колебаний разделся и пошел в воду. Шел долго – над толстым слоем ила, ноги в котором проваливаются до колен, всего несколько сантиметров воды. Как окунаться?
Чатуранга, ставшая традиционной. На берегу Виталий сказал, что будет считать сумасшедшими тех женщин, которые это сделают. Перворазники резво раздевались, выйдя, позировали и убегали в джип. Особо ретивые спрашивали, можно ли прямо босиком добежать до теплых ванн – обуться было нереально из-за слоя ила на ногах до колен.
 
15 мая
Пришли яки. Сегодня они уже прошли 25 километров, а теперь обратно с нашими вещами. Спальные мешки положили в 2 больших тюка. Личные вещи – отдельные 2 тюка. Мой рюкзак, в котором еще лежат вещи Алены, не попал в тюки. Наверное, его возьмет погонщик.
Тюки погрузили на яков, крепко связали веревками. Виталий объявил 100-процентную готовность. Мы вышли. Впереди Костя с Цинамом, яки. Сначала тяжело, тропинка в гору, нужно настроиться на ритм дыхания. Потом длинная пологая дорога до кладбища.
Рядом с плато (4820 м), где мечтают быть похороненными многие пилигримы, находится место со ступой «Врата пути». Нужно протии через нее, это начало новой жизни. Начало новой жизни ознаменовалось выбором площадки для практики. Мы занимались с видом на пасущееся стадо овец в долине высохшей реки. Виталий рассказывает, что в сентябре здесь были ручьи. Наша стоянка находится меж двух монастырей. Один из них был полностью разрушен, другой – в скале – сохранился и действует.
 
16 мая
Затопили печку, начали пить чай, паковать спальники, рюкзаки. Вышли.
Тропа между гор в долине реки, которая похожа на ручей. Шумит красиво. Обошли Кайлаш с одной стороны – 4901 м. Сидим в лагере, пьем чай. Солнышко припекает. К 11 добралась основная группа. Виталий еще в пути. Сережа шутит, что я включаю третью повышенную и иду – теперь все знают, за кого цеплять крюки, когда пойдем в гору.
Мы идем заниматься йогой. Асаны на вытяжение мышц ног, прогибы. Солнце пригревает, хорошо.
Костя достал флаг YOGA PRAСTIKA и взобрался на горку со ступой прямо рядом с гестхаусом. Мы сделали несколько фотографий. С разрывом ровно в час пришел Виталий и сказал, что можно попробовать подойти к северной стене Кайлаша. Ситуация очень благоприятная – ледник сильно растаял. Дорога не кажется слишком сложной.
К горе страшно поворачиваться спиной, когда так близко. Но, слава Богу, каждый дошел, куда мог, и вернулся.
 
17 мая
Мы вошли в храм. По бокам столики с низкими лавками для сидения, большая фотография Кармапы. Его перерождения начались раньше Далай-Ламы. Он тоже бежал в Индию из Тибета из-под охраны китайцев. Если нынешний Далай-Лама уйдет в нирвану, Камапа будет регентом до перерождения. На фотографии тибетец лет 25-27, но то, что это фотография – не чувствуется, кажется, на тебя смотрит живой человек.
В монастыре живет всего 5 монахов. Тот, кто открыл нам дверь – прошел кору уже 120 раз. Они смотрят на нас открыто, от этого кажутся детьми. Через заднюю дверь подходим к пещере в скале – 12 век. В ней отпечаток рога самки яка – божество превратилось в животное, чтобы привести к этой пещере человека, который первым обошел Кайлаш (го цан па). Цинам рассказывал о медитации у горы – духовность или что-то в этом роде сильно повышается и человеку не нужна пища, гора дает для пропитания глину. Монах принес нам кусочек, и мы попробовали. Оля сидела в храме на яркой желтой пенке. Она понравилась монахам, им показали, как с ее помощью делать йогу. Виталий прокомментировал: «Вот и сюда добралась йога».
 
18 мая
Почему-то долго топтались после завтрака на месте, не выходили из лагеря, мерзли. Костя всю ночью мучился от кашля, но должен был идти все равно первым.
До реки дошли плотно. Циннам показал переправу по льду. И потянулась цепочка. 
Ледник закончился, и начался долгий спуск по камням. Внизу у реки – палатки. Пока я спускалась с горы, по тропе кругом летали бабочки. Одна играла со мной: садилась впереди в 2 шагах, когда я ступала – взлетала, снова садилась на два шага впереди… Потом села на мою куртку и долго сидела.
20 минут в палатке и идем дальше. Осталось 8 километров по равнине.
Вот и монастырь вдалеке. Гестхаус внизу у реки. Решили утром идти в монастырь. В нем находится пещера Миларепы. Всего у монастыря в скалах около 200 пещер. Вечером за ужином все были радостны, весело шутили, долг, не расходились. Этот день оказался легче, чем ожидалось. Тане удалось попробовать кислород. Она рассказала о его чудодейственном свойстве: пара глотков – и она рванула вперед, без мыслей, ноги сами несли.
 
19 мая
Мы прошли до храма, в котором находилась пещера Миларепы. Нам показали отпечатки его рук и головы в потолке – пещера была ему тесна, и он приподнял скалу. Его посох или жезл (скипетр) выглядел и весил, как железнодорожная шпала, только чуть уже.
Внутри храма 5 больших статуй – Золотой Будда, Ченрези, Будда, Гуру Ринпоче, Тара. Как везде - шкафы с текстами в красивых шкатулках.
Пошли дальше. Слева река, впереди какие-то постройки, но еще не Дарчен. Еще 3 километра. Все собрались, но группа разделилась. 10 человек во главе с Виталиком остались заниматься йогой. Все время тянем ноги, они должны быть уже очень длинными, но нет – все тщетно. Мы сделали Ширшасану, Халасану и собрались в путь. Перешли последний ручей и победно двинулись к ресторану. На подходе еще перепутали Кайлаш с другой горой. На ее вершине не было видно снега. Решили, что он стаял, пока мы шли.
Поворот к Кайлашу, кто-то делает простирания.
 
20 мая
С вечера договорились вставать не рано. Завтрак к 9, свободное время до 12, в 12 - йога. Потом обед, сон, монастырь, ступы, ужин, сон. В общем-то, добавить к этому мало что.
К полудню от гестхауса отделились 2 тени – Кости и Виталия – в поисках места для практики. Камни не подошли, песок ближе к воде – слишком мягко, ушли недалеко от гестхауса. Сильный ветер, как только облака закрывали солнце, становилось холодно.
После обеда мы должны были пойти в храм на скале смотреть пещеры. Цинам отвел нас наверх и рассказал несколько мифов, связанных с этим храмом и пещерами. В первой пещере лежала рыжая кошка или кот – уже давно почившая в нирване. Во вторую пещеру вход был из монастыря. Цинам постучал в двери, и старый лама вышел с ключами, открыл дверь в пещеру. Там были отпечатки ступней, горели свечи, множество изображений и статуи Будды. Потом открыли храм – в нем находился лист с дерева, под которым по легенде медитировал Будда. Внизу рамки было 2 купюры – местная и 1000 рублей. Выглядела эта тысяча, как надпись «здесь был Вася».
Некоторым удалось познакомиться с мастером, чьей практикой было вытачивать мантры на камнях – день за днем. Его спросили, для чего он это делает. А он сказал, что просто делает – практика.
 
21 мая
Утром холодно. До последнего лежу в спальнике. Таня с Жанной давно копошатся с сумками и пакетами. В кои-то веки едем без завтрака, чтобы не терять время.
За сегодняшний день мы проехали 13 часов с одной остановкой на ланч. Возможно, это был Парьянг – тот самый приграничный с Индией город откуда ближе сего добираться к Манасаровару и Кайлашу. Но китайско-индийской таможни там нет.
Приезд в Сагу. Мы разместились в Post Hotel - светло и относительно тепло. Туалет на улице, душ – в соседнем квартале. Пока поднимали сумки – все куда-то разбежались. Ключей от комнаты не было, и я осталась одна. Потом вернулась Оля – тоже потерялась. За нами пришел Циннам, показал, где мыться и где есть. Когда мы пришли в душ, первая реакция у Оли была – а можно я не буду мыться??? Но, собравшись с духом, мы это сделали. Кабинки для душа были сотворены из алюминиевых или цинковых листов, шаровые краны, табуретка и шкафчик, изрядно пожившие в сырости, - такая обстановка на площади 1х1 метр. Зато был фен. Но к этому времени чудо научной мысли стало мне настолько чуждо, что я им и не воспользовалась.
 
22 мая
В Саге, как, впрочем, и во всех населенных пунктах, было много попрошаек. Несколько профессиональных и дети. Подойти с протянутой рукой, просящими глазами и словами «hallo, money» - как поздороваться.
Сегодня дорога не была солнечной. Горный серпантин, озера, в которых отражаются тяжелые облака, снежные вершины, прячущиеся в густых тучах, хмурые ландшафты. По пути встречаются группы едущих «туда». К середине дня мы доехали до гестхауса, в котором останавливались прежде: мы занимались внутри, а Костя – снаружи, тогда первый раз открылись Гималаи и один из восьмитысячников.
Сегодня будем на границе. Уже там должно быть тепло. Но кто не будет скучать по вольному ветру?
Мы доехали до перевала 5050 метров, где останавливались в первый раз. Кто-то вышел из машины. Снова очень сильный ветер, ветряные вертушки вращают барабаны с молитвами, флаги трепещут. Выходить из машины страшно. Леша шутит: идет, как будто сопротивление ветра непреодолимое. Я почему-то беру куртку и, даже не надев ее, выпрыгиваю из машины. Лицом к ветру, к горе – всем телом ощущаешь мощь этих порывов, движение огромных слоев воздуха. Хочется раскрыться ему навстречу, даже дышать непросто. Похоже на свободное падение.
Приехали в Джангму около часа ночи. Я была очень уставшая, в полубессознательном состоянии. Утром вставать в 7.30 на завтрак, в 8 выезд. Гостиница Шерпа Отель на выступе, на 4 и 5 этаже веранда с красивым видом на ущелье, внизу река, сверху туман и между водой – буйная зелень.
 
23 мая
Дорога открылась, мы едем вниз по виляющей трассе – Джангму то справа, то впереди, то сзади, то снова справа. Городок на скалах в ущелье. Проехали несколько километров. Дальше дорога перекрыта. В одной точке 2 времени. Мы должны были приехать к границе в 12 часов по китайскому, это 9 утра в Непале. 35 метров моста – и ты возвращаешься на 3 часа назад в будущее. Джипы выстроились в линеечку по левой стороне дороги перед веревкой и маленьким китайским военным, охраняющим эту веревку. Бродили между джипами, Леша успел вступить в межнациональный конфликт. Хотелось в Катманду – где тепло, свет, горячая вода. Появилась идея взять сумки и дойти до границы самим пешком. Посомневались в собственной грузоподъемности и решили, что с помощью наших водителей справимся.
Ну, вот и все. Стоим по другую сторону границы, прощаемся с Цинамом.
Буйство зелени, красные террасы, неизвестно как примостившиеся на выступах скал домики. Две стены ущелья соединяются редкими подвесными мостиками на разной высоте. На самом высоком мосту – тарзанка.
Приближение Катманду чувствовалось не только по увеличивавшемуся количеству придорожных построек, но и по концентрации пыли в воздухе. Путь по городу преодолели быстро, но сил уже не было.
 
24 мая
Пробуждение было легким. В Катманду светает очень рано, а темнеет – тоже рано. В 6-30 завтрак, Виталик и Алена уже готовятся к практике в ресторане.
Практику вел Костя. Мы делали асаны вдвоем, втроем и даже вчетвером, помогая друг другу восстановиться после многих дней дороги в джипах и автобусе.
После занятия идем к ступе в царство обезьян. 1008 ступенек вверх.
Наверху возле ступы играет Ом мани. Кажется, здесь можно провести вечность и не заметить. Особое удовольствие – разглядывать работу местных мастеров. У каждого в лавке найдется вещица, которой хозяин особенно гордится.
Я иду по дороге, которая сама приводит меня к воротам отеля.
Остается шопинг, отдых и возвращение домой.
26 мая самолет приземлится в Домодедово.
Кайлаш и бескрайние просторы Тибета – то ли быль, а то ли небыль. И множество фотографий в доказательство другой жизни – между небом и землей на крыше Мира.
 

 

Комментарии пользователей
 
Защита от автоматических сообщений