О Центре йоги Айенгара
1987
По направлению Министерства Здравоохранения СССР кандидат психологических наук Елена Олеговна Федотова едет в командировку в Индию. Она изучает измененные состояния сознания и воздействие на сознание различных техник работы с телом. В течение четырех месяцев она путешествует по всей стране, посещает множество центров йоги и йога-терапии. Но самое сильное впечатление производит на нее Шри Б.К.С. Айенгар и его Институт йоги в Пуне на юге Индии. Именно его метод показался ей наиболее действенным, соответствующим тому, о чем она читала в книгах и изучала в течение нескольких лет. Йога Айенгара, с ее точки зрения, давала человеку возможность не только улучшить здоровье и адаптироваться к внешним условиям, но также развиваться, менять свое сознание и идти вперед. Так понимал йогу мудрец Патанджали — автор знаменитых «Йога-Cутр», самого древнего текста о йоге, дошедшего до наших дней.
Йога Айенгара появилась в России уже в конце восьмидесятых, и это в огромной степени является заслугой Елены Федотовой, поэтому история нашего центра начинается именно с нее.
Перестройка набирает обороты, изменения во всех сферах жизни становятся все более заметными. Теперь можно делать то, о чем раньше нельзя было даже думать. В мае 1989 года в Сочи, в Дагомысе проходит первый в СССР семинар по йоге, на который приехали как зарубежные, так и российские учителя. Семинар был организован Научно Практическим Центром Нетрадиционных Методов Оздоровления. Центр, несомненно, был необычной организацией, объединяющей направления, интерес к которым в то время стремительно возрастал. Там были отдел у-шу, йоги, биоэнергетики и даже аэробики. На самом деле, отделов йоги было два: «обычный», возглавляемый Львом Ивановичем Тетерниковым и «альтернативный», которым руководила Елена Федотова.
На семинар приезжает и Борис Евгеньевич Голембо с несколькими учениками, в числе которых была и Елена Ульмасбаева. Она уже 4 года занималась йогой в группе Голембо. Эти занятия проходили полуподпольно на частных квартирах. Борис Евгеньевич занимался в свое время у Анатолия Зубкова, про которого стоит рассказать отдельно.
Зубков Анатолий Николаевич по профессии индолог. Еще до начала своего востоковедческого образования он длительное время изучал медицину и имел медицинское образование. Анатолий Николаевич в течение четырех лет находился на работе в Индии, в Университете города Лакхнау. Наряду с преподавательской деятельностью в течение четырех лет (с 1963 г.) занимался в Институте йоготерапии и йогокультуры и получил диплом йога высшей квалификации. Вернувшись в СССР, он много сделал для популяризации йоги - вел занятия, писал статьи, был автором фильма «Индийский йоги. Кто они?», снятого в 1970 году и получившего огромный отклик в стране.
Голембо основывался на комплексе, полученном от Зубкова. Но, то же время, будучи человеком широко образованным и имея пытливый ум, он много читал литературы на английском языке, в том числе «Прояснение йоги» Шри БКС Айенгара. Он давал своим ученикам основы аюрведы и философии йоги, рассказывал о чакрах и крийях. Также на этих занятиях пробовались разные направления йоги. Елена Ульмасбаева вспоминает, что вначале ее занятий, в основном, был комплекс Зубкова, а в дальнейшем Голембо стал больше ориентироваться на учение Айенгара, основываясь на его книгах.
В Дагомысе и состоялось знакомство с Федотовой, и, вернувшись в Москву, Елена Ульмасбаева приходит на работу в НПЦ. Голембо уезжает в Австралию.
Семинар прошел успешно и, убедившись в правильности выбранного направления, Юрий Викторович Белоус — директор НПЦ НМО решает пригласить в Советский Союз крупнейших учителей йоги — Шри Б.К.С. Айенгара и Индру Дэви. Они оба откликнулись на его приглашение.
Айенгар приехал в Москву в конце октября на Первую Всесоюзную Конференцию по йоге.
Шереметьево 2, раннее утро, на улице холод и слякоть. Молодая, хорошо одетая женщина снимает туфли и во весь рост распластывается лицом вниз на мокром асфальте перед пожилым индусом. Встречающая Шри Б.К.С. Айенгара Федотова приветствует его так, как это принято в Индии. Она делает простирание в знак уважения к гуру — Учителю. Совершать простирание в обуви нельзя, к Гуру вообще нельзя подходить в обуви, неважно какая погода. В Индии об этом знает каждый, но в Москве конца восьмидесятых такое поведение шокирует, кажется почти безумным. По тем временам это был очень смелый поступок, и в НПЦ о нем долго вспоминали.
Опыт организации такого рода мероприятий был небольшой, поэтому во время конференции возникало много забавных и необычных моментов. Продукты в магазинах еще были, но понятия вегетарианской еды не существовало в принципе. Это вызывало массу проблем, так как готовить нужно было дома и потом отвозить еду в гостиницу. Елена Ульмасбаева вспоминает, что в один из вечеров Федотова попросила ее вместе с ее подругой и коллегой по работе Натальей Люцеревой сходить на ужин вместе с Айенгаром и сопровождавшим его секретарем Дхармавиром Синкхом. Девушки поднялись в номер к Дхармавиру, который в это время занимался. Он прервал свою практику и стал что-то показывать Наташе. Тут в комнату зашел сам Айенгар в сопровождении Фаека Бирии (одного из опытнейших учителей йоги Айенгара в Европе и преданного ученика Гуру). В итоге был проведен маленький урок. Гуруджи объяснял, как нужно делать позу лотоса, как правильно пользоваться ремнем – его нужно надеть на колени, чтобы облегчить выполнение позы. Все происходило настолько стремительно, что Наташу усадили в позу лотоса прямо в джинсах. После импровизированных занятий все все-таки отправились на ужин в ресторан, и Гуруджи изъявил желание посмотреть на русскую икру, о которой был наслышан, но никогда не видел. Девушкам пришлось приложить немалые усилия, объясняя официанту, что они не заказывают икру, а просто хотят показать ее заграничному гостю. Желание Гуруджи было удовлетворено.
Еще одним забавным эпизодом была поездка Айенгара в Сергиев Посад, тогда еще Загорск. Было решено устроить что-то вроде беседы между представителями православного духовенства и гостями из Индии, представляющими совсем иное мировоззрение. Однако острых дебатов не было, и сам Айенгар практически не принимал участия в дискуссии.
Но самой важной частью визита Гуруджи, бесспорно, были занятия. Их было немного, в том числе два мега-класса, на которые пришло огромное по тем временам количество людей, около 1000 участников. Айенгар начал с того, что заставил всех снять носки и оголить колени. Это уже была сенсация. Люди занимались с нескрываемым энтузиазмом, задавали очень много вопросов. К сожалению, постоянно возникали проблемы с переводом. Было много непонятных терминов, и маститые переводчицы, приглашенные на конференцию, практически не могли переводить, так как ничего в этой терминологии не понимали.
Айенгар пробыл в Москве всего около десяти дней. Уезжая, он попросил Дхармавира Сингха остаться еще на какое-то время, чтобы вести занятия, и тот задержался еще на три недели. Он проводил занятия для ограниченной группы людей и уехал в конце ноября.
Месяц спустя, на рождественские каникулы вести занятия приехал Фаек Бирия. Гуруджи попросил его время от времени приезжать в Советский Союз, чтобы учить. Бирия отнесся к заданию очень ответственно. Он на долгие годы станет куратором йоги Айенгара в России и нашим любимым учителем. Но тогда, в декабре 1989, об этом никто не знал. Все просто приходили по вечерам на занятия в школу недалеко от Парка Культуры. В зале было безумно холодно, и люди мерзли, но все равно занимались. Бирия многократно подчеркивал значение личной практики. И после его отъезда те, для кого йога к тому времени уже стала неотъемлемой частью жизни, начали регулярные занятия дома.
Начало было положено.
В апреле 1990 Бирия снова приезжает в Москву. На этот раз он не ограничивается одними занятиями. Он также принимает участие в съемках для телевидения. Это будет цикл из десяти передач под названием «Уроки с Фаеком Бирия». Их показывали по воскресеньям в восемь часов утра в программе «Спорт для всех». Несмотря на неудобное эфирное время передачу смотрела вся страна. Отклик был колоссальный, в НПЦ НМО звонили сотни людей. У «Уроков» была также печатная версия, публикуемая в «Советском Спорте», для нее делались специальные фотографии.
Съемки для телевидения не всегда проходили гладко. Один раз снимались в оранжерее на ВДНХ. Там было очень красиво, но зато температура достигала 30 градусов. Елене Федотовой, Елене Ульмасбаевой, Наталье Люцеревой и Сергею Махарадзе, выступающим в роли учеников, пришлось изрядно попотеть. А в следующий раз оранжерея почему-то уже была занята другой съемочной группой, и работать пришлось прямо на улице. Погода была хорошая, но климат явно не оранжерейный — всего градусов 11-12. Но требование к короткой форме соблюдалось неукоснительно, и всем только и оставалось делать вид, что им тепло.
Однако, самый драматичный эпизод был связан с фотографиями для газеты. Съемки были назначены на выходной день, но на месте ключей от зала не оказалось. Все, включая самого Бирию, уже в сборе. Пришел фотограф с аппаратурой, а дверь в зал закрыта. Вахтерша, у которой, конечно же, есть второй ключ, наотрез отказывается открыть помещение. «Раз у вас нет ключей, значит, вы не договаривались. Я вас не впущу». Кто-то побежал звонить, узнать, в чем дело. Остальные сидят под дверью, атмосфера становится напряженной. Вдобавок ко всему вокруг полная разруха: груды битого щебня и стекла, валяются какие-то ржавые решетки. Элегантная Федотова идет через всю эту грязь к вахтерше и начинает ее уговаривать. Вежливо и в то же время настойчиво объясняет, насколько важными являются эти съемки, что один из присутствующих — заграничный гость, который приехал из Парижа, что он их учитель и очень уважаемый человек. На вахтершу все эти уговоры не производят абсолютно никакого впечатления, она стоит намертво. И вдруг, всегда прекрасно владеющая собой Федотова падает на весь этот щебень, битое стекло и куски арматуры и начинает рыдать в голос. Но даже такой поворот событий не возымел никакого действия — вахтерша обладала по истине несгибаемой волей. К счастью, ключ все-таки принесли, дверь открыли, и все закончилось благополучно. Елена Ульмасбаева до сих пор хранит газетные вырезки с выстраданными фотографиями.
В августе 1990 Елена Федотова первый раз поехала на ежегодный семинар Фаека Бирии, в замок Блакон на юге Франции. Поездка произвела на нее огромное впечатление. А в сентябре, в свой очередной приезд, Бирия в сопровождении Федотовой и Ульмасбаевой поехал в Ленинград. Занятия шли всего два дня, и ленинградское телевидение сделало короткий сюжет о семинаре. «Мы приехали сюда, люди пришли к нам на занятия. Мы не можем бросить их теперь на произвол судьбы. Кто-то должен регулярно приезжать в Ленинград и заниматься с ними», — сказал Бирия перед отъездом. У Елены Федотовой была семья и маленький ребенок, она ездить не могла. Эту нелегкую задачу взяла на себя Елена Ульмасбаева. Она будет ездить в Питер в течении нескольких лет, регулярно, раз в две недели. (Со временем потребность в таких семинарах появится и в других городах, и Ульмасбаева будет вести занятия в Хабаровске, Севастополе, Ярославле и даже в Красноярске 26). На одно из первых таких занятий пришел Сергей Михайлов. Когда Бирия, спустя год, снова приедет в Питер, он застанет там неплохо подготовленную группу учеников.
Центра, как отдельной организации, в Москве еще не было. Федотова и Ульмасбаева работали в рамках НПЦ НМО, им помогал Александр Лагутенков, который нашел и арендовал помещение для занятий в школе на Брянской улице. Классы проходили по вечерам в довольно холодном и не очень чистом физкультурном зале. Одеяла и ремни нужно было приносить с собой. Ковриков тогда еще и в помине не было, и вместо них использовали огромные, тяжелые маты. После занятий ноги были очень грязные. Несмотря на все неудобства, народу было много. Примерно в это время на занятия начинает ходить Галина Левина, которая теперь также ведет занятия в нашем центре. Большую часть классов ведет Елена Ульмасбаева. У Елены Федотовой была одна или две группы в неделю, но она готовит публикации, которые появляются в «Советском Спорте» практически каждую неделю. Она переводит статьи Фаека Бирии, берет у него интервью, записывает что-то с его слов, кое-что пишет сама.
Летом 1991 года Елена Ульмасбаева едет в Блакон, а Елена Федотова в Индию, в Институт йоги в Пуне. Там Айенгар дает ей официальное разрешение открыть в России центр йоги.
В 1992 году начинают проводиться первые выездные семинары в Черноголовке, на которые приезжали люди со всего постсоветского пространства. Сюда впервые приехал Александр Фурашов из Йоршкалы, Сергей Михайлов и Татьяна Меньшикова из Питера, Егор Ротов из Екатеринбурга, Александр Волков и Сергей Угрюмов из Ярославля.
В декабре Бириа прислал в Москву свою ученицу Анн Катрин, основного преподавателя в парижском Центре йоги Айенгара. На семинар приехали уже регулярно занимающиеся люди, и несколько человек, включая Ульмасбаеву, Михайлова, Машу Шифферс и Ольгу Мельник, были приглашены Комитетом Гуруджи на празднование 75-летия Шри БКС Айенгара в Лондон в 1993 году.
В феврале 1993 Елена Федотова, Елена Ульмасбаева и Сергей Резниченко открывают Центр йоги Айенгара и регистрируют его как юридическое лицо с юридическим адресом на квартире у Федотовой. Кроме того, Сергей Резниченко занимается изданием книги Айенгара «Йога Дипика» под редакцией Елены Федотовой.
В том же 1993 Федотова уезжает в США к мужу, который был приглашен туда на работу. Она пишет письмо Айенгару, где сообщает, о своем отъезде из России и передаче руководства Центром Елене Ульмасбаевой. В ответ Айенгар выражает надежду, что как новый директор Центра Ульмасбаева сделает все возможное для дальнейшего развития движения в России.
Тем временем школу на Брянской улице сменил Театр Киноактера на Пироговке, напротив ЦДЛ. Там работала Лариса Данилина (сейчас она возглавляет московскую Студию йоги Айенгара), и ей удалось выбить помещение для занятий. Примерно через год оттуда пришлось уйти, и Данилина нашла следующее помещение в школе около Площади Ильича. Это был обыкновенный класс. Перед началом занятий приходилось двигать парты и мыть полы. Эти невеселые времена хорошо помнит Римма Корионова, один из наших нынешних преподавателей. После этой школы Данилиной, тесно связанной с артистической средой, снова удалось найти помещение в одном из московских театров. Комната была настолько мала, что в ней с трудом помещалось пятнадцать человек, а количество желающих заниматься постоянно росло. Проводимые время от времени выездные семинары не спасали ситуацию.
Фаек Бирия по-прежнему курирует йогу Айенгара в нашей стране. И в 1995 году проводит семинар для преподавателей и продвинутых учеников.
Это, несомненно, тяжелый период для всех. Положение усугубляется экономическим кризисом, отражающимся на всех сферах жизни. Не взирая на сложность периода, группа русских преподавателей (Ульмасбаева, Михайлов, Данилина и Шифферс) едет в Пуну на интенсив.
Летом 1996 года Елена Ульмасбаева начинает вести уроки в World Class. Она стала первым преподавателем йоги с фитнесс-клубах.
В это же время происходит разделение на Центр Йоги Айенгара, где работают Елена Ульмасбаева и Сергей Михайлов, и Студию Йоги Айенгара, основанную Ларисой Данилиной и Марией Шифферс.
Елена Ульмасбаева и тогда еще начинающий преподаватель Александр Фурашов оформляют Центр йоги Айенгара как автономную некоммерческую организацию и арендуют помещение на Пятницкой. Сначала занятия по йоге чередуются с занятиями карате. О том, как выглядело тогда это помещение, даже страшно вспомнить. Ульмасбаева и Фурашов решают его отремонтировать, как только получают в полное распоряжение. Это был большой поступок, так как никаких гарантий не было, и денег не было тоже. Занятия нельзя было прервать, потому что весь полученный от них доход немедленно вкладывался в ремонт.
Популярность йоги растет, центр развивается. На занятия ходит все больше людей. Возникает потребность в новых преподавателях. Помимо Елены Ульмасбаевой, Сергея Михайлова и Александра Фурашова занятия начинают вести Римма Корионова и Андрей Максименко. В 1999 в центр приходят Татьяна Толочкова и Инесса Машьянова.
наверх
В июле на работу пришлось взять администратора — слишком много звонков и посетителей. В октябре 2001 открывается второй зал на Таганке. Администраторов уже четверо, и в самые горячие дни они отвечают на несколько десятков звонков. В это время начинают преподавать Константин Ковалев, Игорь Подмазин, Павел Лымарь, Ирина Безродная, Татьяна Руднева, Татьяна Яхонтова. Из Ярославля переезжает Сергей Угрюмов. Сергей Михайлов возвращается в родной Питер.
Жизнь вокруг меняется. Интерес к йоге растет, и появляется потребность в небольших залах, где можно регулировать количество занимающихся в группе и обеспечить необходимый комфорт в помещении. В 2004 году открывается «Восток-Запад», а в феврале 2005 - «Натараджа».
Пользуются популярностью выездные семинары, проводимые ведущими преподавателями Центра в Египте, Черногории, и, конечно же, в Индии.
В 2004 году под редакцией Елены Ульмасбаевой наш Центр совместно с продюсерской группой «Заен» выпускает первую книгу «Йога в кармане».
В 2007 году изданы книги Шри БКС Айенгара "Комментарии к Йога-сутрам" и "Свет жизни: Йога" (Light on Life), переиздается "Прояснение Пранаямы".
Проходят регулярные семинары Фаека Бирии, Лойс Штайнберг, Габриеллы Джубиляро и впервые проходят семинары для всех желающих и преподавателей, проводимые Стефани Квирк и Глорией Голдберг.
В 2009 году благодаря российскому Yoga Journal и YogaPractika на конференцию YJ в Москву приезжает Шри БКС Айенгар.
В 2011 году переведена на русский и издана книга Лоис Штайнберг "Практика йоги для женщин"."